В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

18.12.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина

Персоналии:
  - Аршинов Станислав Иванович ("Стас")
  - Болдырева Екатерина Михайловна
  - Городницкий Александр Моисеевич
  - Деревягин Александр Владимирович
  - Камбурова Елена Антоновна
  - Каплан Сергей Делеорович
  - Козлов Вадим Геннадиевич
  - Мирзаян Александр Завенович
  - Мищук Вадим Леонидович
  - Мищук Валерий Леонидович
  - Фролова Елена Борисовна
  - Хомчик Галина Викторовна
  - Якимов Николай Николаевич
Авторы: 
Кныш-Ковешникова Галина

Источник:
Ежедневная газета республики Марий Эл "Марийская правда" от 22 июля 2008 г., рубрика "Культура и искусство"
http://www.marpravda.ru/news/culture/2008/07/22/prazdnik-normalnoi/
 

Праздник "нормальной бардовской песни"

Проспект хорошеет, но...

 

Бесконечный людской поток на фестивальном проспекте, тянущемся в основном вдоль озера Головное, где размещались ярмарка, стоянки, спорт— и пресс-центры, многие службы, мини-зоопарк, чайхана и т. д., конечно, давал основание думать о невероятном числе съехавшихся сюда людей. По официальным данным, за четыре июльских фестивальных дня на Мастрюках побывало 48 500 человек. Много это или мало? Говорят, что в иные годы число гостей, посещавших фестиваль, достигало и 150 тысяч. Но только ли в количестве суть? Показалось, что научно-производственная фирма "Мета" — генеральный спонсор фестиваля — в лице Николая Мартынова стремится к тому, чтобы повысить комфортность пребывания гостей в лагере. Чтобы можно было при желании насладиться цивилизованным бытом и снова вернуться в объятия природы. Для этого строятся крыши над головой. Поэтому, когда вовсю шел фестиваль и на эстрадах выступали гости, на проспекте стучали молотками. "Надеемся собрать здесь зимний Грушинский фестиваль. Людей разместим в наших теплых домиках. Великолепные склоны, прекрасное озеро, которое превратится в ледовый дворец под открытым небом, позволят гостям хорошо провести время, покататься на лыжах. Думаем, что поклонники экстрима оставят свой след на снегу", — прокомментировал Мартынов. Красота неописуемая! Если перейти по мостику через озеро Головное, подняться по спуску или деревянной лестнице, уходящей на вершину крутого склона (движение здесь, как на Тверской в Москве), то сердце замрет от открывшейся взору красоты. Увидишь и озеро Кривое, и Волгу, и Жигулевские горы, и фестивальный лагерь, и знаменитую "Гитару" на воде Головного — главную сцену Грушинского фестиваля. А что же песни? Ведь, собственно, ради них все это создано. Директор фестиваля Петр Старцев заверил журналистов: "Мы — традиционалисты. Этот фестиваль не имеет права отличаться от других, проводимых ранее. Поскольку он является фестивалем нормальной бардовской песни, каким он изначально и задумывался. Песни, конечно, становятся со временем немножечко другими, но мы пытаемся сохранить дух человека с гитарой. "Поэзия — гитара — голос" — вот наш девиз. А в песне должен быть определенный смысл". В вечных поисках смысла Известный бард, поэт Александр Дольский внес коррективы, поправив Старцева: "В песне должна быть поэзия. Смысл есть в том, о чем поют и Алла Борисовна, и товарищ Филипп. А в лучших авторских песнях, которые поют мои коллеги, есть поэзия. Она должна быть по возможности совершенной. У нас есть образцы, на которые надо равняться: великий русский эпический поэт Александр Галич, Гомер советской эпохи, потрясающий лирик Булат Окуджава, великий актер и драматург песни Владимир Высоцкий. Мы часто задаемся вопросом: "А кто идет следом?" Талантливые люди появляются, но время изменилось. Человек добился известности и сразу "побежал" за деньгами... Тут и происходит остановка. Деньги мешают творчеству. Есть имена, популярные молодые авторы, но у них "корыстная" жизнь. Они даже выглядят старше моих сверстников. Думаю, изменится время, и искусство опять выйдет на передовые позиции. Посмотрите, сколько поющих людей вокруг нас, сколько сюда приехало авторов!.. Мне очень нравится, как здесь все организовано. И какие люди это организовали, и какие люди сюда приехали". Дважды Герою Советского Союза космонавту Георгию Гречко невозможно было пройти по лагерю: его узнавали, просили оставить автограф на майке или головном уборе. Он это делал с удовольствием, беседовал со всеми, кто этого хотел, хотя на Грушинский фестиваль приехал уставший с того самого места, где когда-то упал Тунгусский метеорит. "Если бы не авторская песня, я бы не стал космонавтом, — сказал он журналистам. — Авторская песня нужна людям рискованных мужских профессий: летчикам, морякам, шахтерам, альпинистам, спелеологам. Мне приходилось много работать. Бывало, не успевал поесть, поспать. А вот так, чтобы провести день без песни — такого не было". Имена, имена... На Грушинском и часа не проведешь без песни. Почти одновременно работали эстрады — классическая, ретро, "Гостиный двор", молодежная, "Междуречье" и даже неофициальная "Бакенбарды". Не твое, не нравятся исполнители — отоспись, а с двух часов ночи иди на Костровую поляну и до шести утра наслаждайся мелодиями, стихами, тихим разговором "за жизнь" под гитарный перезвон. Всего лишь девять человек стали лауреатами фестиваля. Нешуточное дело — выбрать самых-самых из такого огромного количества талантливых людей. Кстати, у человека с гитарой, пожалуй, нынче женское лицо. Шестеро из девяти — представительницы "слабого" пола. Е. Багаева, О. Русановская, Л. Хасанова — самарские девушки, О. Ильина приехала из Нижнего Новгорода, Е. Ланцберг — из Москвы. Масштабы Грушинского на Мастрюковских озерах впечатляют. Кроме главного конкурса, проводились еще и другие мероприятия: проект "Часовые пояса", конкурс туристической песни, конкурс "Балалайка". В последнем из 100 человек было отобрано около 50 из 17 городов. Спортивная программа (не удивляйся, читатель!) и конкурс туристической кулинарии шли параллельно. Прошел матч века "сборная Самары — сборная мира". Со счетом 4:4 победила... дружба! Генеральный партнер фестиваля бренд "Ярпиво" провел конкурс на самую лучшую "ЯРпалатку" по нескольким номинациям. Гостевой лагерь был не так уж мал — список приглашенных заканчивался числом 64. 19 человек из них вошли в жюри. Москвичи Александр Городницкий, Александр Мирзаян и Мищуки Вадим и Валерий, Екатерина Болдырева и Станислав Аршинов из Казани, Вадим Козлов из Алма-Аты, бессменный руководитель "Кольского бугорка" на Грушинском фестивале Сергей Каплан из Израиля. Назову хотя бы эти имена. Почти все гости в разные годы были лауреатами фестиваля.

 

Незабываемые встречи

 

Конечно же, они случались, причем даже не на главном концерте. Пробегала мимо 4-й эстрады, но музыкальная фраза "Он играет и поет, не надеясь и надеясь, что когда-нибудь добро победит в борьбе со злом" заставила остановиться. Так и "зависла" там. Потом захотелось познакомиться с исполнителем, пленившим тембром своего голоса. Им оказался Александр Деревягин из Челябинска. Правда, последние восемь лет он живет в Москве. От слова "бард" открестился: "Я — композитор, если уж на то пошло. Пишу музыку на непесенную поэзию. Бродский, Мандельштам, Губанов... Здесь все это петь довольно сложно, но мы умудряемся это делать. После десяти вечера сцена в распоряжении студии современного искусства "Азия +". Поем жанр, который мы называем "современная камерная песня". В этом жанре работают Елена Камбурова, Александр Мирзаян и вот наша команда: Лена Фролова, Коля Якимов, Таня Алешина и ваш покорный слуга. Кто-то пришел в этот жанр из авторской песни, кто-то из академических, музыкантских кругов". Искусство помогает этим людям жить, но на жизнь они, как правило, зарабатывают другой профессией. Александр Деревягин, например, занимается звукорежиссурой.

 

Что отфильтрует время из услышанного за три дня и три ночи у палаток, у костров, на воде и на сценах, узнают немногие. Может быть, трехлетний мальчик Андрюша, потерявшийся на фестивальном проспекте, станет в будущем свидетелем триумфа какой-то песни, какого-то автора, заявившего о себе на 35-м юбилейном. А может, сам вырастет и так зарифмует строчки, так распишет правду-матку!.. Дай-то Бог! Все на фестивальной поляне радовало. И лишь вспомнив о том, что где-то на Федоровке в эти же дни проходит такой же фестиваль, на который съехались не менее талантливые и известные барды и исполнители авторской песни тоже со всей России, становилось не по себе. Очень хотелось услышать Галину Хомчик, а она была там... Наверное, права руководитель детской площадки в Мастрюках Наталья Бондаренко, сказав: "Лично мне очень хочется, чтобы был один Грушинский. Распыляются силы, уходят какие-то ощущения. Но бороться с этим бесполезно. Если у нас теперь два фестиваля, значит, пока это так. Надо изменить к этому свое отношение". Время все расставит по местам — говорим мы в таких случаях.

 

Галина Кныш-Ковешникова. (Самарская обл.)

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024