В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     

Текстовый архив: А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Э Ю Я

 
Северянин (Лотарёв) Игорь Васильевич

   Гостевая книга  
Северянин (Лотарёв) Игорь Васильевич. [Россия, Санкт-Петербург,]
(род. 16.05.1887, ум. 20.12.1941)

[Автор стихов (поэт)]


Свое первое стихотворение Игорь Северянин написал в восьмилетнем возрасте.

В начале ХХ века он стал первым эстрадным поэтом, выступал со своими "поэзоконцертами" в разных городах России. В 1918 году на поэтическом вечере в

петербургском Политехническом музее Северянина объявили "Королём поэтов" — он обошел всех участников, включая Владимира Маяковского.

 

"Я, гений Игорь-Северянин"

Игорь Северянин (урожденный Игорь Лотарев) родился в Петербурге. Уже в восьмилетнем возрасте он написал свое первое стихотворение — "Звезда и дева".

Между его родителями — военным инженером Василием Лотаревым и Натальей Лотаревой, происходившей из богатого дворянского рода Шеншиных, были сложные отношения.

В 1896 году они разошлись. В этом же году отец будущего поэта ушел в отставку и вместе с сыном переехал в усадьбу Сойволе близ Череповца. Там Игорь окончил четыре класса реального училища,

а весной 1903 года они с отцом уехали на Дальний Восток. Поездка через всю Россию вдохновила 16-летнего юношу, и он вновь стал писать стихи.

Сначала любовную лирику, а с приближением Русско-японской войны — патриотические тексты.

В конце 1903 года Игорь Северянин переехал в Петербург к матери, разорвав отношения с отцом. Его Северянин больше не увидел: через год отец умер от туберкулеза.

В 1905 году в солдатском журнале "Досуг и дело" появилось стихотворение Северянина "Гибель Рюрика" с подписью "Игорь Лотарев".

На деньги дяди он начал выпускать тоненькие брошюры стихотворений и отправлял их в редакции, чтобы получить отзывы. Поэт вспоминал: "Одна из этих книжонок

попалась как-то на глаза Н. Лухмановой, бывшей в то время на театре военных действий с Японией. 200 экземпляров "Подвига "Новика" я послал для чтения раненым

солдатам. Но отзывов не было..." Всего поэт издал 35 брошюр, которые позже решил объединить в "Полное собрание поэз".

Вскоре Северянин познакомился со своим главным поэтическим учителем — Константином Фофановым, который позже представил его редакторам и писателям.

День первой встречи с Фофановым был для Северянина праздником, который он ежегодно отмечал.

Тогда же поэт взял себе псевдоним — Игорь-Северянин. Поэт задумал именно такое написание — через дефис, однако в печати оно не закрепилось.

Примерно в это же время стали появляться первые заметки по поводу поэтических брошюр: "Было их немного, и критика в них стала меня слегка поругивать".

Обругал поэта и Лев Толстой. В 1909 году писатель Иван Наживин привез в Ясную Поляну брошюру "Интуитивные краски" и зачитал некоторые стихотворения графу.

"Чем занимаются!.. Это литература! Вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки!" — сказал тогда Толстой.

Негативный отзыв почтенного литератора вызвал волну интереса к творчеству Северянина: на каждую его брошюру в прессе появлялись комментарии

(далеко не всегда положительные), поэта приглашали на благотворительные вечера, а журналы стали печатать его стихи. Игорь Северянин вошел в моду.

 

Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоён:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утверждён!

Игорь Северянин, отрывок из стихотворения "Ассоциация эгофутуризма"

 

В 1910 году главное литературное течение начала XX века — символизм — стало переживать кризис: обнаружились внутренние противоречия и разные взгляды символистов

на задачи искусства. Игорь Северянин выступил с идеей создания нового направления — эгофутуризма. В "Ассоциацию эгофутуризма" вошли поэты: Константин Олимпов

и Иван Игнатьев, Вадим Баян и Георгий Иванов. В интервью одной белградской газете Игорь Северянин рассказал о создании нового направления и подчеркнул,

что его "главной целью было утверждение своего "я" и будущего. А главной доктриной была "Душа-истина"". Кружок эгофутуристов существовал недолго: уже через год

после его образования поэты разошлись, а Игорь Северянин написал "Эпилог эгофутуризма".

Еще более громкая известность пришла к Северянину после того, как в 1913 году вышел его первый том стихов "Громокипящий кубок", в издании которого поэту помогал

писатель Федор Сологуб. В этом же году Северянин вместе с Федором Сологубом и Анастасией Чеботаревской совершил свое первое турне по России.

В эти годы слава поэта граничила с идолопоклонничеством: поэзоконцерты, как называл их сам поэт,

буквально ломились от публики, завороженной своеобразной музыкальной манерой чтения. Игорь Северянин выступал в длинном черном сюртуке.

Меря сцену большими шагами, он читал поэзы нараспев, не смотря в зрительный зал. Поэт Абрам Арго в книге "Своими глазами: книга воспоминаний" писал

о выступлениях Северянина:

"Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги

и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф.

Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг".

В разгар Первой мировой войны Игорь Северянин стал выпускать сборники один за другим: "Ананасы в шампанском", "Наши дни", "Поэзоантракт". Однако они уже не вызывали

такого восторга, как "Громокипящий кубок". Критика ругала поэта за то, что он эпатировал публику, использовал множество иностранных и выдуманных слов.

Поэт Валерий Брюсов отозвался о нем в статье 1915 года: "Как только Игорь Северянин берётся за тему, требующую преимущественно мысли... бессилие его

обнаруживается явно. <...> Игорю Северянину недостает вкуса, недостает знаний".

 

Король поэтов Игорь Северянин

В январе 1918 года поэт перебрался из Петрограда с тяжело больной матерью, гражданской женой Еленой Семеновой и дочерью Валерией в небольшой поселок Тойла

в Эстляндии (сегодня — Эстония). Спустя некоторое время он ненадолго съездил в Москву. 27 февраля в Большой аудитории Политехнического музея организовали

поэтический вечер. Афиши висели по всему городу: "Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет

присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. Всех поэтов, желающих принять участие на великом, грандиозном празднике поэтов, просят

записываться в кассе Политехнического музея до 25 февраля".

Аудитория была переполнена: Владимиру Маяковскому, который в этот вечер читал "Революцию", едва хватало места, чтобы взмахнуть руками. Игорь Северянин явился

под конец — в неизменном черном сюртуке, в своей привычной манере он нараспев прочел стихи из известного сборника "Громокипящий кубок" и победил.

Публика наградила его титулом "Король поэтов". Маяковский стал вторым, Василий Каменский — третьим. В марте вышел в свет альманах "Поэзоконцерты",

на обложке которого было указано: "Король поэтов Игорь Северянин".

Отныне плащ мой фиолетов,

Берета бархат в серебре:

Я избран королём поэтов

На зависть нудной мошкаре.

(Игорь Северянин, отрывок из стихотворения "Рескрипт короля")

 

Вскоре после этого Игорь Северянин окончательно перебрался в Эстонию. В 1919 году прошел его первый эстонский поэзоконцерт в Ревеле (сегодня Таллин)

в Русском театре. Когда Эстония в 1920 году объявила свою независимость, поэт оказался в статусе вынужденного эмигранта. Однако в СССР он не вернулся.

В эмиграции Северянин переводил на эстонский язык стихи, сотрудничал с рижскими, тартускими, берлинскими и русскими газетами. За все время эмиграции

Игорь Северянин дал около 40 поэтических концертов, выпустил 17 книг, среди которых: "Классические розы", "Роман в строфах" "Рояль Леандра", "Запевка",

"Не более, чем сон".

 

В декабре 1921 года Северянин обвенчался с дочерью домовладельца Фелиссой Круут — это был единственный законный брак поэта. Круут тоже была писательницей.

Она познакомила Игоря Северянина с популярными эстонскими литераторами, сопровождала его в поэтических поездках, помогала с переводами, делая для мужа

подстрочники. Однако в 1935 году Северянин и Круут расстались, и поэт сначала переехал в Таллин, а затем в деревню Саркуль. В конце 30-х годов он практически

не писал стихов, но переводил многих поэтов, в их числе — Адам Мицкевич, Христо Ботев, Пенчо Славейков и другие.

 

Скончался поэт после продолжительной болезни сердца 20 декабря 1941 года в Таллине, куда перебрался после того, как немцы оккупировали Эстонию.

Он похоронен на Александро-Невском кладбище.

 

(по материалам culture.ru)

- Есть аккорды
- Текст выверен автором
- Текст выверен по источнику

 

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта