В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

08.05.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Мозговой Владимир

Источник:
газета "Новая Газета" № 53 от 16.07. 2007 г.
http://www.novayagazeta.ru/data/2007/53/27.html
 

Как перегородили Волгу

Если бы не разъединение знаменитого Грушинского на два самостоятельных фестиваля, которые проводились в одно время, под одним 34-м номером и в трех остановках электрички друг от друга, главное событие в мире авторской песни и не заметили бы. Фестиваль имени Валерия Грушина давно стал достаточно обыденным ежегодным праздником, как для Самары, так и для остальной России. Он есть — и этого достаточно.

 

Новая ситуация подогрела общественный интерес — но это, пожалуй, единственный плюс, полученный в результате раздора.

 

С некоторой натяжкой могу отнести к положительным моментам и резкое снижение количества участников — около 30 тысяч собралось на старом месте, в районе Мастрюковских озер, в два раза меньше — на Федоровских лугах.

 

Для меня Грушинский в конце 70-х годов прошлого столетия начинался именно с Федоровских лугов. Так что для команды бессменного президента Грушинского клуба Бориса Кейльмана это было возвращение, пусть и вынужденное. Команда директора объединения "Самарские барды" Петра Старцева, за которой стоит арендовавшая землю фирма "Мета" (для Кейльмана это "неправомочные преемники"), осталась в Мастрюках и тоже объявила о возвращении к истокам сообразно девизу "Тишина. Гитара. Голос".

 

Фирме "Мета" Грушинский клуб в лице Бориса Кейльмана проиграл по части бизнеса, "Самарским бардам" — по части творческой, но отец-основатель Грушинского фестиваля (что не совсем или совсем не так) смириться с потерей не захотел — в результате чего появились два фестиваля, каждый из которых посчитал себя "настоящим". Но дело не в том, какой считать истинным, а какой альтернативным, — если не вдаваться в подробности и не придираться к частностям, оба заслужили твердую "четверку".

 

Главный же минус состоял в том, что в той или иной степени "разделяться" пришлось всем — от рядовых любителей авторской песни до именитых бардов.

 

Мой коллега по главному жюри "Мастрюков", известный писатель Александр Покровский и автор из Златоуста Юрий Зыков, кажется, даже не познакомились. Но оба достаточно образно и практически одинаково оценили фестивальный раскол. Покровский в монологе на пресс-конференции сравнил фестиваль с китом, а спор организаторов — со спором ракушек, которые могут "руководить" китом и думать по этому поводу что угодно — о чем кит даже не подозревает. Он плывет себе и плывет.

 

Юрий Зыков, почти три десятилетия назад ставший лауреатом фестиваля с песней "На куйбышевской волне", дописал к ней один куплет. Смысл очень простой: фестиваль можно делить сколько угодно, но Волжский откос останется один для всех. Как и Волга, которая у нас одна-единственная. Об этом же, кстати, писал в свое время в "Комсомолке", спасая Грушинский в середине 80-х, нынешний главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов.

 

Я слушал Юрия Зыкова в нашем маленьком лагере под аккомпанемент воскресного вечернего ливня и думал о том, что простые и вечные истины, к сожалению, имеют свойство растворяться в пространстве и времени. И о них надо непременно напоминать — даже тогда, когда о них не хотят слышать и "правда момента" (у каждого, естественно, своя) оказывается сильнее. Эта "одномоментность" разделила ни в чем не повинных Александра Мирзаяна и Алексея Иващенко, Владимира Туриянского и Юрия Панюшкина, Веронику Долину и Георгия Васильева, Андрея Козловского и Юрия Шевчука, оказавшихся "по разные стороны баррикад" (по выражению одного из первых комендантов Грушинского фестиваля Виталия Шабанова).

 

На Мастрюковских озерах за четыре фестивальных дня я ни одного худого слова не услышал о "противоположной стороне", не видел представителей нового "хозяйствующего субъекта" в лице руководителей фирмы "Мета", но не встретил и многих приятных мне лиц, которые предпочли один фестиваль другому. Времени на перемещения не было, но некоторые успели побывать и там, и здесь. Найдя хорошее (равно как и плохое) и на Федоровских лугах, и на Мастрюковских озерах.

 

Творческая программа "мастрюков" была ближе к классике авторской песни (хотя ею, естественно, не ограничивалась — "под Визбора" сейчас можно писать разве что пародии). "Федоровцы" продолжали линию на оживление программы на стыке жанров (или вовсе "за стыком"). Оба варианта доказали правомерность существования и скорее дополняли друг друга, нежели противоречили.

 

Будущее покажет, насколько быстро обширная программа "Фестивального парка" (десять концертов и фестивалей за нынешний сезон) позволит рассредоточить некогда "свальную" аудиторию "Грушинского на Мастрюках". В идее развести рокеров и любителей хорового пения, туристов и "электронщиков" есть здравое зерно. Пока непонятно только, сколько мероприятий может выдержать это "намоленное" именно авторской песней место и как на все эти нововведения прореагирует аудитория.

 

"Левого" народа, несомненно, стало меньше, тусовщики почти не мешали, творческая часть фестиваля по уровню и разнообразию выглядела очень достойно, было кого послушать и среди конкурсантов. Хуже всего у "новых грушинцев" получилось с чистотой — отсутствие контейнеров для мусора, "экологической дружины" и понтонной переправы через протоку на пути к Волге стали главными бытовыми просчетами организаторов. Прослушивание участников во втором туре я отказался начинать, пока (силами самих же конкурсантов) с поляны перед второй эстрадой не был убран весь мусор. Это как раз и была та ложка дегтя, которая изрядно подпортила общее ощущение.

 

При этом не думаю, что Грушинский, раздвоившись, потерял все свое очарование. Времена для него, естественно, не лучшие — в результате катаклизма местного значения основное русло разделилось на два потока. Но река-то все равно одна. И как бы ни расходились потоки, они рано или поздно сходятся.Но Покровский все равно сказал лучше.

 

Владимир Мозговой

обозреватель "Новой",

член жюри Грушинского фестиваля

на Мастрюковских озерах

 

16.07.2007

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024