В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

29.04.2009
Материал относится к разделам:
  - Авторская песня в регионах
Авторы: 
Доронин Геннадий
 

Песни делает время

Казахстанские исполнители, ставшие дипломантами международного фестиваля авторской песни "Петербургский Аккорд-2002", блестяще представили не только свою страну, но и весь Центральноазиатский регион.

 

Барду Юрию Визбору принадлежит фраза "Песни делает время...". И она точно отражает современную историю авторской песни. Его сотоварищ сказал, что песня эта, которой вполне хватает трех аккордов на гитаре, родилась на границе света и тьмы. Она возникла в шестидесятых-семидесятых годах, дожила и до нынешних дней.

 

Казахстанские авторы не остались незамеченными на этой творческой дороге. Мне самому пришлось видеть однажды, как на знаменитый Грушинский фестиваль один за одним прибывали автобусы из Казахстана, как из казахстанских палаток образовалась на берегу Волги целая улица.

 

Авторскую песню полюбили у нас в стране. Еще в 1980 году в Алматы состоялся первый республиканский фестиваль самодеятельной песни, на который собрались барды со всех уголков тогдашнего Советского Союза. Событием для поклонников жанра стали концерты Юрия Визбора в 1980 году. Проводятся такие фестивали и в Астане. В июле нынешнего года в столице состоялся уже четвертый международный фестиваль авторской песни "Астана-2002". По масштабам и уровню он является одним из самых значительных в СНГ. Его гостями и участниками в разные годы были такие известные авторы и исполнители: Александр Дулов, Александр Суханов, Вадим Егоров, Виктор Луферов, Михаил Кочетков, Ирина и Михаил Столяры, Андрей Ширяев, Раиса Нурмухаметова, Юрий Кукин, Ольга Качанова, Вадим Козлов и многие другие.

 

А совсем недавно в Санкт-Петербурге прошел один из самых известных фестивалей авторской песни — "Петербургский Аккорд", который с полным правом можно назвать фестивалем фестивалей, поскольку в нем участвуют только победители региональных конкурсов.

 

Известный казахстанский автор директор фонда авторской песни "Доминанта" Максат Сарсенбеков рассказал, что в Соединенных Штатах Америки, Израиле, Германии... проходит не по одному конкурсу русскоязычной авторской песни. Один из регионов — Центральная Азия и Казахстан, а кроме того, в числе участников — барды с Дальнего Востока, Сибири, Урала, Поволжья... Каждый регион имеет право выставить только десять участников, причем Москва и Санкт-Петербург имеют двойную квоту.

 

Сам конкурс состоялся во Дворце молодежи, а концерты проходили на самых различных площадках города и собирали немало людей. Например, на гала-концерт в Ледовом дворце пришло около трех тысяч человек. Для сравнения: в Астане на концертах в Конгресс-холле бывает до двух тысяч зрителей — полный зал.

 

Успех на "Петербургском Аккорде" выпал на долю казахстанских авторов и исполнителей. Во второй тур прошли композитор из Алматы Павел Аксенов, Гульзада Жаркимбаева из Караганды, дуэт из Усть-Каменогорска — Светлана Звигинцева и Игорь Иванченко — и ансамбль "Джаз Саунд" (Рудный — Астана).

 

— Этот музыкальный коллектив известен давно, — сказал Максат Сарсенбеков и улыбнулся: — Мы постепенно "инфицируем" его авторской песней.

 

Дипломанткой "Петербургского Аккорда" стала дважды лауреат фестиваля "Астана", обладательница Гран-при казахстанского конкурса Гульзада Жаркимбаева. По мнению специалистов, по вокальным данным, гитарной технике она явно была лучше всех. В числе дипломантов и дуэт Светланы Звигинцевой и Игоря Иванченко. Лучше Казахстана выступили только представители центрального московского региона, получившие четыре награды. Но если учитывать то, что Москва имела двойную квоту, то вполне можно считать уровень конкурсантов из Казахстана равным московскому, и даже более высоким.

 

С Максатом Сарсенбековым мы разговорились об истории авторской песни. Он рассказал, что первый клуб авторской песни в тогдашнем Целинограде был создан еще в 1982 году, но местные фестивали ведут историю с 1979 года, когда состоялись первые концерты во Дворце молодежи.

 

— Скажите, авторская песня изменилась за прошедшее время? Больше ли у нее стало сторонников или остались только самые верные друзья?

 

— Авторская песня переживала разные периоды, есть в ней что-то похожее на моду, — ответил он. — Например, в годы перестройки был всплеск интереса к ней. В те годы песня эта стала плакатной и политизированной, поэтому со временем интерес к ней пропал, поскольку плакат — искусство недолговечное. А вообще с самых давних времен количество людей, интересующихся поэзией, да и тех, кто читает книги, примерно постоянно.

 

— Cогласны ли вы с утверждением Булата Окуджавы о том, что авторская песня — это просто исполнение стихов под музыку?

 

— Наверное, он прав. Окуджава еще говорил, что авторская песня кончается там, где начинаются клубы, фестивали... Хотя с этим сегодня можно поспорить. Но верно, что почти все держится на поэте...

 

— Не кажется ли вам, что в современной авторской песне проскальзывают и нотки вездесущего поп-искусства, если его вообще можно назвать искусством?

 

— Как любые другие виды искусства, авторская песня, наверное, не может прожить в чистоте, стерильности, всегда происходят какие-то диффузии. Музыкальный язык здесь довольно прост, он основан на русском романсе. Этот язык некоторым исполнителям кажется недостаточным. Авторская песня очень заметно прирастает классикой, джазом, используя их музыкальные средства. На "Петербургском Аккорде" я видел ансамбль, который использовал уже электронную бас-гитару. Может обернуться так, что через какое-то время в конкурсной программе будет номинация "Бардовский танец". В этой шутке есть доля истины. Поиск формы всегда сопровождается пеной, шлаком. Чаще всего все наносное отмирает само собой. Авторская песня должна быть такой, чтобы ее могли повторить тысячи и тысячи ее почитателей. То, что нельзя повторить, может жить только в виде записей, и вряд ли сохранится как бардовская песня.

 

— Много ли в Казахстане клубов бардовской песни?

 

— Нет, не так много. В некоторых городах не стало клубов, но остались исполнители, авторы, и они приезжают на наши фестивали. Один из старейших клубов "Марианна" из Караганды недавно возродился. Один из самых известных — клуб "Дилижанс" из города Рудного долго был хранителем движения в то время, когда фестивали не проходили.

 

— Поэтам важно не только петь свои стихи, но и публиковаться. Как с этим обстоит дело?

 

— В основном это самиздат. Сейчас с помощью компьютера можно напечатать книгу самому, и чаще всего такие издания распространяются в среде приверженцев авторской песни. А вообще книги наших бардов издаются крайне редко.

 

— Есть ли будущее у авторской песни?

 

— Безусловно, есть. Люди всегда будут писать стихи...

 

Эти заметки начаты словами Юрия Визбора. Ими хочу и закончить: "Это правда, что время делает песни. Но и песни немного делают время".

 

г. Астана

 

17.10.2002

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024