В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

22.03.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Воронов Виктор

Источник:
http://ostrov.nov.ru/forum/viewtopic.php?p=2438&sid=39d7191be4c774f09dbe9389b017ea3c
http://ostrov.nov.ru/forum/viewtopic.php?p=2438&sid=39d7191be4c774f09dbe9389b017ea3c
 

Предисловие к Грушинскому или муки выбора

Всего несколько дней осталось до массового ухода в мир иной — в мир песни, поэзии, творчества, общения, добра...

 

Или вовсе наоборот — одиночной охоты за наживой, торговли и обмана.

 

А для кого-то — это мир беспробудного пьянства, для кого-то — полного оттяга и забвения всех проблем, для кого-то — непрерывной гонки проталкивания себя на эстрады и раскрутки своего "имени" или наоборот — пения у костров для узкого круга в принципиальном нежелании толкаться и пробиваться...

 

Всего-то несколько дней осталось до ухода десятков тысяч людей в мир Грушинского фестиваля.

 

Он — как планета-мозг Солярис у Лема, или, для нас, скорее, у Тарковского — он подарит тебе тебя же самого, и в его зеркале ты увидишь и найдешь то, к чему готов и чего ищешь.

 

Но — есть проблема.

 

Грушинских в этом году два.

 

До конца апреля все было понятно — будет один Грушинский, на традиционном месте, но с новой оргкомандой и проблемами в отношениях со старой оргкомандой.

 

И сомнений: куда ехать? — не было. Была только надежда на консенсус между оргами ко всеобщему удовлетворению.

 

Но — 20 апреля старая оргкоманда решила пойти ва-банк, и объявила о проведении своего Грушинского.

 

И вот теперь их два. И оба — вполне "настоящие".

 

Даже во многом — симметричные, как некое зеркальное взаимоотражение, ведь старой оргкоманде ни в чем уступить нельзя было "конкурентам".

 

Во главе каждой команды — по основоположнику: в "новой" команде на Мастрюковских озерах — безусловный патриарх фестиваля Исай Фишгойт. В "старой", на Федоровских лугах — неизменный Борис Кейльман.

 

В принципе, если не лезть в юридические дебри — наличие столь значимых для истории фестиваля фигур делает оба вполне легитимными.

 

Видимо, в итоге "отзеркаливания", во главе оргкомитета у обоих фестивалей по депутату — правда, на Мастрюковских депутат вроде рангом пониже — Губернской Думы — зато он на взлете своей карьеры и у него все еще впереди, а на Федоровских — аж депутат Государственной Думы, но — он, скорее, на излете своей карьеры, и как бы не "лебединая песня" для него этот фестиваль.

 

В списках оргкоманд есть и по одному Грушину — правда, если Михаил (племянник Валерия Грушина, имя которого носит фестиваль) — полноправный соорганизатор на Мастрюковских озерах, то упор на однофамильца кейльмановской командой делается, скорее, просто в пиаровских целях: "А есть и у нас свой Грушин". (Юрий Грушин, г. Зеленокумск — руководитель проекта "Костровые площадки").

 

Есть в запасе и по летчику-космонавту.

 

И по почти одноименному Фонду: со стороны новой команды — московский Фонд "Всероссийский фестиваль имени Валерия Грушина", со стороны старой — тольяттинский "Фонд им. В. Грушина".

 

Даже два журналиста с одинаковыми фамилиями есть — Ирина Алексеева и Александр Алексеев, правда, если она — апологет Кейльмана, считающая, что все, кто поедет не к нему — это продавшиеся коммерсантам предатели большой и светлой идеи, то Александр — вполне независимый от пристрастий журналист "Российской Газеты".

 

Кстати, зеркальность оргкоманд выразилась и в том, что на стороне Кейльмана оказались прямые наследники "советских времен": ранее просто руководитель пресс-центра, Ирина Зверева, нынче стала зам. председателя оргкомитета. Не иначе потому, что она Председатель Союза молодежи Самарской области, а оный Союз — правопреемник ВЛКСМ. Кому же, как не комсомолу, воевать с "капиталистами"?

 

Да и аппелирование Кейльмана к Иосифу Кобзону, как к защитнику идей авторской песни и прав клуба на фестивальную монополию, да и подтягивание в свои ряды "тяжелой" губернской политартиллерии из посткоммунистического стана — тоже вполне симптоматичны.

 

Ведь объявлена борьба против "коммерциализации" Грушинского фестиваля "рейдерами и захватчиками земель".

 

Земель — политых потом и почему-то, что не раз утверждалось, еще и кровью...

 

Не раз делались попытки перенести это противостояние и в творческую среду фестиваля — но, слава Богу, идея составления "черных списков" из имен "предателей-бардов, выбравших "не тот Грушинский" и продавшихся "рейдерам-капиталистам", пока зависла в воздухе...Впрочем, разборки "оргов" — для тех, кто приезжает на фестиваль петь и слушать песни — это наименее интересная составляющая.

 

Гораздо интереснее, в чем разница творческой составляющей двух 34-х Всероссийских фестивалей имени Валерия Грушина?

 

***

 

Выбор первый (первый — только потому, что об этой Грушинке говорилось весь год):

Фестиваль на Мастрюковских озерах.

 

Новая команда объявила своей целью возрождение Грушинского фестиваля, возвращение на фестивальную поляну атмосферы авторского творчества.

 

Какие же меры предлагаются для этой цели?

 

Для начала обещана прозрачность финансовой составляющей: Оргкомитет гарантировал проведение аудита финансов фестиваля и публикацию его итогов — это будет сделано впервые за всю историю.

 

Создано НП "Фестивальный парк" для эксплуатации территории фестиваля (где помимо Грушинского за сезон пройдет целый ряд фестивалей и концертов). Это в сфере хозяйственной.

 

В творческой же: впервые за многие годы Фестиваль обрел внятную концепцию и прозрачность намерений худсовета и оргкомитета.

 

Фестиваль переориентирован на любителей авторской песни, а не на максимальное завлечение "потребителя" из разных социальных и субкультурных групп, и в том числе и прежде всего — маргинальных, что происходило в последние годы в погоне если не за прибылью, то для удовлетворения запросов спонсоров.

 

Оркомитет объявил: "Фестиваль принадлежит всем тем, кто сочинял, пел, слушал и создавал неповторимую атмосферу единения. Мы вернем на Грушинский поэтическое слово, — ведь именно на нем держится авторская песня. На возрожденном Грушинском фестивале автор и понимающий слушатель найдут друг друга".

 

Что ж, если просмотреть списки приглашенных — есть надежда, что это не пустые декларации: Д. Сухарев, А. Мирзаян, В. Луферов, В. Долина, О. Качанова, А. Козловский, Н. Якимов (полный список на www.grufest.ru и www.samarabard.ru) ... — вовсе не традиционный для Грушинки список почетных гостей.

 

И впервые признается равноправное участие в программах фестиваля имен не столько "звездных", сколько реально значимых в авторской песне: П. Кошелев, Е. Болдырева, О. Чикина, Г. Данской, Ю. Михеева ...

 

Общий же объявленный список авторов и исполнителей, заранее ожидаемых и званых на фестиваль — гораздо более сотни имен.

 

Одна из эстрад, 4-я — целиком отдана в распоряжение творческих объединений "АЗиЯ-ПЛЮС" и "Второй канал" — это сцена для непростых песен с непростой поэтической и музыкальной составляющей. Здесь практически не будет "солянок" — сборных концертов, в основном здесь будут полноценные авторские программы. Здесь же будет работать выездная творческая мастерская жюри Второго канала (по итогам участия в ней можно получить приглашение участвовать в Фестивале "Второй канал" в Подмосковье).

 

Уже одно наличие этой эстрады позволяет надеяться на возвращение поэтического слова на Фестиваль. Расположена она будет на месте "Зазеркалья" (на время ухода этого проекта на Федоровские Луга).

 

На своем месте и традиционные сцены: 3-я, как всегда — официальная сцена для выступлений почетных гостей и лауреатов прошлых лет, на 1-й эстраде будет звучать туристская песня, которой давно уже не было места на фестивале, 2-я — более ориентирована на представление регионов.

 

Впрочем, и традиционные "малые" площадки Грушинского остались на Мастрюковских. "Кольский бугорок" во главе с Капланом остается на своем исконном месте, а "Междуречье" и "Пеньки" сохранят свой "внеформатный" формат.

 

На месте и тольяттинская "Баллалайка" с детским конкурсом... Да практически все старые площадки на месте.

 

Новый девиз фестиваля: "Тишина. Гитара. Голос" — вовсе не вносит ограничений в формат песен. Есть ограничения по их "звуковому оформлению" — допускается только акустический вариант, но это вполне понятно — в конце-концов, для другого звучания есть рок-фестивали и прочие фестивали других жанров.

 

"Пограничникам" же, тем, кто работает на стыке жанров, вполне можно сохранить свое лицо и без супербасов и мощных ударных установок в духе пресловутой "Экспедиции", накрывавшей в прошлом году всю поляну своим мегазвуком.

 

Главный концерт — на Гитаре — получает новую (точнее, уже хорошо забытую старую) интригу: он начинается с Финала большого конкурса. Конкурсантов будет оценивать не только жюри, но и сама Гора.

 

На фестивальной поляне, как и всегда, проживание в своих палатках — бесплатно, но появится выбор — можно поселиться в платных кемпингах и стационарных лагерях. Как и всегда, будут работать службы МЧС, медики, милиция, структуры частных охранных предприятий, волонтеры и добровольные дружины. Отработаны вопросы электроснабжения, водоснабжения, вывоза мусора. Уже появились обещанные благоустроенные туалеты.

 

Как и всегда, будет работать торговая поляна. Но обещан порядок и чистота на ней.

 

Объявлен запрет на торговлю спиртным! И запрет на открытое его употребление вне своих стоянок и лагерей (как в цивилизованных странах: хочешь пива или чего покрепче на ходу попить — бутылку или банку в пакетик непрозрачный заверни, иначе — штраф и конфискация потребляемого). Если и это оргкомитет сумеет реально сделать — то совсем хорошо.

 

И уж совсем хорошо, что в понедельник будет заключительный концерт в Самаре в зале Филармонии — для тех, кто не смог выбраться на поляну. При этом обещана щадящая цена билетов.

 

"Пробный шар" по проверке готовности к фестивалю — лесной концерт А. Макаревича и "Оркестра креольского танго" — более чем удачен, что признают даже ярые противники новой команды.

 

А ливень, обрушившийся на Поляну как раз к началу концерта, был всеми воспринят как добрый знак: Поляна одобрила новое дело.

 

"Фестивальный парк" принял благословение Поляны с благодарностью...

 

***

 

Выбор второй:

 

Фестиваль на Федоровских лугах.

 

Грушинский клуб первоначально его позиционировал как "фестиваль возвращения к истокам", поскольку он будет проходить на месте проведения фестивалей в конце 70-х. Правда, за почти тридцать лет оно неслабо изменилось, стало местом выпаса коров. Да и защищенных от солнца уголков несопоставимо меньше, чем на привычной поляне.

 

Зато — здесь монополия клуба неприкасаема.

 

Но все неоднозначно. То ли в силу ситуации, то ли просто в силу осознания необходимости этого шага, Клуб в кои-то веки разработал концепцию фестиваля.

 

Интересно было наблюдать за ее рождением. Поскольку времени было совсем немного — о фестивале заявлено 20 апреля — все процессы вполне явны. И вполне внятен переход от "версии" с Дольским во главе от 16 мая до "версии" окончательной, с Иващенко и Васильевым и их нововведениями.

 

Что же предложено в итоге на "фестивале возвращения к истокам"?

 

Вместо традиционной невнятности ожидаемого на фестивалях прошлых лет — вполне ясно, что основная ставка делается на потребителя песен "для масс" и "для души".

 

И ставка на аудиторию, скорее, не авторской песни и даже не "пограничной": ведь бесспорный "хэдлайнер" фестиваля — Юрий Шевчук (который, в интервью "Российской Газете", сказал только о "вероятности приезда на Грушинку, но без ДДТ, только с гитарой". Так что — пока "интрига", впрочем, привычная, сохраняется) — его "целевая аудитория", конечно, в какой-то части пересекается с миром авторской песни, но в целом...

 

Следом за ним — группы "Грассмейстер", "Зимовье зверей", "Белая Гвардия" — чье творчество и звучание все же ближе к рок-стилистике. Далее — "Адриан и Александр", "Дефекты речи", "Чересказань" — позиционируемые чаще, как внеформат.

 

В целом же акцент на группы и ансамбли из иных стилей и жанров или "пограничных" — вполне ощутимый.

 

Конечно же, в списке приглашенных неизбежная Галина Хомчик.

 

И, в общем-то, не слишком длинный ряд имен бардов с дуэтом "Иваси" во главе. Но вполне представительный — Р. Ланкин, Д. Бикчентаев, А. Духовской, Ю. Панюшкин... Из молодых, но тех, кто более чем "на слуху" — К. Полтева, Р. Филлипов, П. Фахртдинов...(полный список на www.festival.samara.net)

 

Так что и любителям авторской песни есть что услышать на фестивале.

 

Традиционно — официальная 3 эстрада отдана гостям и лауреатам прошлых лет (во главе обещан В. Забашта).

 

Вторая сцена отдана детскому конкурсу (организует его Ирек Гатаулин) и классике авторской песни.

 

Как бы вместо привычных "малых сцен", оставшихся на Мастрюковских, обещаны две Костровые площадки — неозвученные, но оборудованные сиденьями-бревнами, с кострами в центре. Во время концертов "у костра" — открытый диалог, общение, чаепитие.

 

Большое конкурсное жюри возглавит А. Иващенко, к привычному формату конкурса добавлен в 3-м туре "Гамбургский счет" участников тура в дополнение к решению жюри.

 

И — наконец, проекты, на которые делается, похоже, основная ставка:

 

"Неавторская песня" — проект Романа Ланкина. Нечто вроде "старых песен о главном" в бардовском варианте — исполнение хитов из мира "советской песни" в самых разных импровизированных сочетаниях: соло, с инструментовкой, под фонограмму, дуэтами-трио-хором.

 

Проект был опробован в прошлом году на 3-й сцене 33-го Грушинского при полном восторге большей части зрителей, пришедшей именно на него и недовольстве "ретроградов и консерваторов от авторской песни", покинувших на это время свои места у сцены. Было довольно весело и очень похоже на съемки телепередачи для Первого канала ТВ.

 

Но — безусловно, талантливо.

 

Ноу-хау Г. Васильева — проект "Виртуальный костер" — шагнул еще дальше — в нем обещаны только хоровые песни. Дабы зрители не забывали слова и не напрягались — на экран будут проецироваться слова песен. Этакое массове караоке. Но — вживую. С всеобщими кумирами во главе хора, влиться в который сможет каждый желающий. Жанровые ограничения сняты: обещаны как романсы, так и песни из кинофильмов, так и народная песня, так и рок-хиты. Бардовские песни тоже обещаны.

 

Всеобщая душевность и единение гарантированы.

 

Для проведения этого проекта на фестивале выделены лучшие площадки и лучшее время.

 

"Новое поколение" — проект А. Иващенко — своеобразное продолжение более чем удачных в смысле массового спроса "Песен нашего века", но силами бардов "новой волны". Поют они в этом проекте и классику АП (вполне добросовестно и даже профессионально), и собственные песни (с блеском и присущей всем участникам проекта виртуозностью).

 

Поют и хором, и сольно. Со зрителями и без. И все это более чем добротно и талантливо делают.

 

Проект "Босса-нова" объединит любителей этого то ли жанра, то ли ритма — в любом случае, виртуозность гитар дуэта "Иваси", изощренность гитары Александра Родовского и отвязанность Тимура Ведерникова в сочетании с самыми разными исполнителями, да и сам жанр и ритм гарантируют массу удовольствия слушателям. Тем паче, что проект уже опробован в прошлые годы и был принят "на ура!".

 

Вполне можно ожидать, что и концерт на Гитаре будет отдан в руки Георгия Васильева, еще в начале мая обратившегося к Грушинскому клубу с Открытым письмом, в котором он изложил свое видение этого действа.

 

И тогда на новой-старой Горе вполне можно ожидать версии концерта, рассчитанной прежде всего на съемки телеверсии. Версии, сделанной профессионально, добротно. И беспроигрышно нацеленной на максимально широкую "нишу потребления" и высокий "рейтинг".

 

Да и в целом, в умелых и талантливых руках Иващенко-Васильева, Грушинский "на Федоровских лугах" стремительно превращается в высокопрофессиональное шоу, или, скорее, мюзикл по мотивам традиций фестивального движения и на темы бардовских песен. С использованием сольных вставных номеров хороших бардов и рок-музыкантов.

 

Мюзикл, который потом можно будет тиражировать в разных масштабах и форматах.

 

Что само по себе, наверное, не так уж и плохо.

 

И наверняка привлечет изрядную массу зрителей на Федоровские луга, паче чаяния в следующем году раздвоение фестивалей продолжится.

 

Впрочем, 1-я сцена фестиваля отдана "Зазеркалью" Роттенбергов. Ранее долгие годы это был проект, оппозиционный грушинскому мейнстриму. И то, что он, наконец, по достоинству оценен Грушинским клубом и позиционирован, как одна из главных площадок фестиваля — само по себе очень даже хорошо. И оставляет уверенность, что это будет сцена не массовых действ, а место, где, как и в прошлые годы, несмотря ни на что, можно услышать настоящую живую поэзию и авторскую песню.

 

Что же касается хозяйственно-бытовой организации на территории фестиваля на Федоровских, то на сей день остается полагаться лишь на уверенность Оргкоманды в том, что все будет хорошо.

 

Пока же так и остался без ответа вопрос об обеспечении силами МЧС и УВД безопасности фестиваля, на Федоровских лугах нет ни электричества, ни обещанных скважин, ни прочих туалетов...

 

Но огромный опыт и безусловный авторитет оргкоманды позволяет надеяться на то, что все они успеют.

 

И успешно проведут свой Грушинский.

 

***

Ну что ж, пора сделать выбор?

 

Осталось только учесть, что на Мастрюковских озерах обещали "зеленую улицу" бардам, приехавшим на Федоровские луга, но добравшимся и сюда (впрочем, как минимум, на "Зазеркалье" на Федоровских тоже самое обещано "бардам с Мастрюковских") и обещали организовать выезд творческой делегации со "своего" фестиваля на "соседний" — с озер на луга. Так что выбор предстоит сложный.

 

Скажем, мне лично, как автору-исполнителю и достаточно избалованному слушателю — более интересен фестиваль на Мастрюковских. Те, чьи песни в моем круге интересов — за редким исключением, на Мастрюковские едут.

 

Скажем, моему соседу по кабинету — более интересен фестиваль на Федоровских, потому как на фестиваль он едет не "бардов этих ваших слушать и напрягаться от непонятных стихов и замороченной музыки". Едет он "душевно отдохнуть, расслабиться и оттянуться". А это гораздо проще и результативнее делать под Шевчука, всяческие группы или под "душевное" хоровое пение хитов всех времен и народов...

 

На самом деле, обидно не то, что приходится делать выбор. Жалко, что претензии, амбиции и обиды тех, кто принимает решение, оказались в итоге важнее интересов зрителей и бардов, и привели к тому, что ни на один фестиваль решили не ехать Дольский, Городницкий, Фролова, Деревягин... — список на самом деле длинен и весь его вряд ли кто в состоянии составить, да и не все имена "на виду". А часть бардов — решили приехать, но не петь на сцене... Дай Бог, чтоб и те, и те передумали, и были и пели на фестивале — все равно, котором из. Но пока это так.

 

А ведь, в общем-то, ничего взаимоисключающего в этих двух Грушинских нет (кроме вопросов собственности и финансов).

 

Вполне они оба могли уместиться в рамках одного фестиваля без особых потерь. Или, в конце-концов, стать по разные стороны Торговой поляны и дополнить друг-друга. Пока же, если не сделать совсем уж третий выбор — не поехать никуда, остается утешаться мудрыми строками Левитанского: "Каждый выбирает для себя...", — и надеяться успеть таки заглянуть и на другой Грушинский — ведь и там, и там соберутся люди, которым, по большому счету, делить нечего.

 

И они не виноваты в том, что вынуждены выбирать между двумя частями одного целого и неделимого — ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ ИМЕНИ ВАЛЕРИЯ ГРУШИНА.

 

Виктор Воронов

 

Самара

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2022