В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

12.11.2008
Материал относится к разделам:
  - АП - научные работы (диссертации, дипломы, курсовые работы, рефераты)
Авторы: 
Ничипоров И. Б., Жукова Е. И.

Источник:
Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. М., 2003. №4. С. 198-203
 

Вглубь авторской песни

Репутацию крупного центра по изучению творческого наследия В.Высоцкого заслуженно имеет на сегодняшний день Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого, который, в активном сотрудничестве с кафедрой истории русской литературы ХХ века филологического факультета МГУ, уже не первый год проводит научные конференции и чтения, выпускает много посвященной творчеству русских поэтов-бардов литературы, ярким подтверждением чему могут служить ежегодно появляющиеся альманахи "Мир Высоцкого" 1. Значимым этапом научного изучения авторской песни стали и недавние издания ГКЦМ *.

 

Существенным в написанной на основе защищенной в МГУ кандидатской диссертации монографии И. А. Соколовой стал заметно теоретизированный подход к изучению феномена авторской песни как синтетического явления искусства в контексте отечественной поэтической – фольклорной и литературной — традиции. Монография включает в себя пять глав и обширную библиографию.

 

В начальной части работы И. А. Соколова систематизирует имеющиеся представления о формах бытования авторской песни как неподцензурного явления на начальном этапе ее развития – в 50-60-е гг.: в составе студенческих песенников, отдельных журнальных публикаций, в самиздатских поэтических сборниках, в качестве песен для кинофильмов. Научный интерес представляют и намеченная жанровая классификация песенной поэзии (песни-рассказы, -очерки, -диалоги, -монологи, -репортажи, -эссе и др.), и прослеженная история формирования в бардовской и литературно-критической среде самого понятия "авторская песня". При этом если соотношение авторской и самодеятельной песни раскрыто в книге исчерпывающе, то с вопросом о разграничении традиционной авторской песни и позднейшей бардовской поэзии 80-90-х гг., рок-поэзии, эстрады дело обстоит сложнее. Это объясняется большей сосредоточенностью исследователя именно на истоках авторской песни, а не на последующих путях ее эволюции, что несомненно открывает широкую перспективу для будущих исследований.

 

В научном осмыслении сложного генезиса авторской песни И. А. Соколова во многом является первопроходцем. С опорой на богатейший материал ею показано творческое взаимодействие бардов с жанровой системой традиционного фольклора в диапазоне от обрядовой, лирической песни до прибаутки. Крупным планом выделена в этой связи фигура Б. Окуджавы, "фольклорный настрой" поэтического мира которого скрупулезно прослежен в монографии: от частушечных и былинных источников его песен, стилизаций до "галереи фольклорных образов" (с.71), конкретных стилевых особенностей, роднящих его произведения с народным творчеством. Подробному рассмотрению подвергнуто и творческое соотношение авторской поэзии с советской песенно-поэтической культурой 30-40-х гг., точно охарактеризовано отталкивание бардов от помпезности, "громкости" советской песни и одновременно воздействие на формировавшуюся авторскую песню творчества крупных представителей "песенной волны" предшествующей эпохи – М. Исаковского и А. Фатьянова, а также "театра песни" (Л. Орлова, Л. Утесов, М. Бернес и др.). Перспективным в свете отчетливой для современной науки тенденции к соотнесению начал и концов минувшего литературного столетия становится в работе И. А. Соколовой и установление преемственных связей бардов с романсовым творчеством А. Вертинского.

 

Во многом новаторским можно считать раздел монографии "Авторская песня и нетрадиционный фольклор", где подробно рассмотрены такие жанры, как "уличные", "дворовые", "тюремные", "блатные" песни, которые нередко входили в исполнительский репертуар бардов и без учета специфики которых невозможна полноценная интерпретация "уличных песенок" Б. Окуджавы, раннего творчества В. Высоцкого, наследия А. Галича, некоторых важнейших произведений Ю. Визбора. В этом ряду – и "кружковые", формировавшиеся в интеллигентских кругах "песни компании" ("студенческие", "туристские", "кухонные" и др.), с которыми генетически было соотнесено, как показывает И. А. Соколова, творчество Б. Окуджавы, М. Анчарова, А. Городницкого, Ю. Визбора, В. Высоцкого, А. Галича и др. В этом смысле принципиально важным становится разговор о конкретных социокультурных формах "неофициального" бытования песенной поэзии.

 

Развернутые творческие портреты отдельных бардов удачно совмещены в книге И. А Соколовой с поиском магистральных тенденций развития авторской песни – на уровне связей с предшествующей поэтической традицией, жанровых форм, образной системы, "характерных мотивов"... Так заметный пробел в изучении творчества крупных фигур бардовской поэзии отчасти восполняется И. А. Соколовой в монографических очерках о М. Анчарове и Ю. Визборе. При этом в первом из них особенно ценны суждения о новаторских жанровых поисках Анчарова, его "песенной драматургии", предвосхитившей типологически близкие явления в творчестве других бардов. Выделяя же "сквозные" факторы динамики авторской песни, исследователь подробно анализирует самобытное преломление цыганской темы и вековой традиции "цыганского романса" в произведениях Б. Окуджавы, В. Высоцкого и А. Галича, а также романтико-утопические мотивы авторской песни, в особенности "оттепельного" периода, хотя этому разделу явно недостает внимания к проявившейся, например, у В. Высоцкого, А. Галича, Ю. Кима, А. Городницкого антиутопической тенденции.

 

При очевидной научной неравноценности глав (от основанных на огромном фактическом материале I, II, IV до преимущественно обзорной III и явно эскизной заключительной V главы) вышедшая небольшим тиражом (700 экз.) монография И. А. Соколовой стала, безусловно, важным шагом вперед в изучении прежде всего генезиса авторской песни и ее поэтики, что, очевидно, сделает ее одной из самых востребованных работ по литературе этого периода.

 

Посвященные наследию А.Галича и Б.Окуджавы приложения к альманаху "Мир Высоцкого" также стали важными вехами на пути научного осмысления авторской песни. Исследование творчества этих поэтов началось не так давно и в основном находится пока на уровне разбора отдельных произведений, мотивов их поэзии.

 

Существенный вклад в изучение произведений этих бардов внес МГУ: в сборниках опубликованы работы профессоров филологического факультета В. А. Зайцева ("В поисках жанра: о "маленьких поэмах" Александра Галича", "Песни грустного солдата. О военной теме в поэзии Булата Окуджавы"), Н. М. Солнцевой ("О "Бедном Амвросимове" Б. Окуджавы и "14 декабря" Д. Мережковского"), к.ф.н. И. Б. Ничипорова ("Поэтические портреты городов в лирике Булата Окуджавы") и профессора факультета журналистики Вл. И. Новикова ("Песни и "перепесни". Окуджава и пародия").

 

В обоих сборниках присутствуют статьи, не только исследующие творчество Галича и Окуджавы, но и содержащие сопоставление его с поэзией Высоцкого, что вполне обоснованно в свете постепенно складывающейся тенденции к комплексному изучению бардовской поэзии. Это статьи А. В. Кулагина "Галич и Высоцкий: поэтический диалог", в которой рассматриваются общие аспекты темы, а также более конкретизированные разборы Л. А. Левиной ""Страшно, аж жуть!". Страшная баллада у А. Галича и В. Высоцкого" и С. В. Вдовина "Польские мотивы в поэзии Окуджавы, Высоцкого, Галича". Последняя работа в основном касается стихотворений Окуджавы (недаром помещена в сборнике, ему посвященном), а поэзию Высоцкого и Галича, у которых Польша представлена гораздо скромнее, затрагивает вскользь, не обнаруживая взаимного влияния поэтов.

 

Две статьи в сборнике о Галиче сопряжены с проблемой жанра и освещают ее с разных точек зрения. В. А. Зайцев подробно анализирует "маленькие поэмы" Галича с учетом культурного контекста эпохи, а С. В. Свиридов в статье ""Литераторские мостки". Жанр. Слово. Интертекст" с опорой на указанный поэтический цикл делает выводы о характере творчества Галича в целом, иногда несколько увлекаясь отвлеченными рассуждениями о жанре и модным в современном литературоведении понятием интертекста. Жанровые особенности поэзии другого барда нашли отражение в статье Л. А. Левиной "Три этюда на тему Булата Окуджавы".

 

Поэтике Окуджавы посвящены две статьи: "О поэтике Булата Окуджавы" С. Б. Христофоровой и "Мелодичность как тематическая и структурная доминанта поэтики Б. Ш. Окуджавы" Е. Р. Кузнецовой. Первая — в основном обзорная, рассматривающая в общих чертах поэтический словарь Окуджавы, лейтмотивы его поэзии, "интимизацию" его стиля (термин автора) и, наконец, песенную основу поэтических текстов. К последнему аспекту обращена статья Е. Р. Кузнецовой, где тщательно анализируются мелодика стиха, приемы его звуковой инструментовки, интонация – словом, те черты, которые очень важны для понимания особенностей поющегося текста — и не только у Окуджавы. Возрастание интереса исследователей к этой теме доказывается и еще одной статьей сборника — "Песенный стиль Б. Окуджавы как образец авторской песни" искусствоведа М. В. Каманкиной, где также привлекается песенный контекст.

 

В работе А. Н. Костромина, посвященной всего одной песне Галича — ""Ошибка" Галича: ошибки сегодняшние и всевременные", показано происходящее здесь органичное соединение социально-политической злободневности и глубокой философской проблематики.

 

Статьи, касающиеся отдельных тем и мотивов в творчестве обоих бардов, занимают основное место в сборниках. О теме времени у Галича — работа И. А. Соколовой ""У времени в плену"". Очень эмоционально написанная статья Н. В. Волкович ""На сопках Маньчжурии": реализация мотива памяти" является подробным и тщательным разбором этой песни, в том числе и мотива памяти в ней.

 

О стихотворениях, вошедших в первую книгу Б. Окуджавы, говорит О. М. Розенблюм в работе "О некоторых темах и образах книги "Лирика"". Здесь действительно выявлены некоторые темы и образы, подчас не совсем систематизированные, хотя интересные наблюдения молодого автора бесспорно заслуживают внимания.

 

Очень задушевная поэзия Окуджавы не случайно привлекла внимание исследователей к категории души в его стихотворениях. Это отразилось в статьях "Концепт душа в индивидуально-авторской языковой картине мира Б. Окуджавы" К. А. Агабековой и ""Что такое душа?.."" Е. В. Купчик.

 

Интересен отличающийся от других исследований экскурс Вл. И. Новикова в область истории пародии на Окуджаву (статья "Песни и "перепесни". Окуджава и пародия"), отражающей восприятие творчества поэта современниками, удачные и неудачные попытки раскрыть основные приемы его поэзии.

 

Не обойдена вниманием и проза Окуджавы – в сборник включены две статьи: ""Пепел Клааса бьется в моей груди". Эпическая проза лирического поэта: о романе "Упраздненный театр"" В. П. Скобелева и "О "Бедном Амвросимове" Б. Окуджавы и "14 декабря" Д. Мережковского" Н. М. Солнцевой.

 

В обоих сборниках помещены статьи А. Е. Крылова ("О проблемах датировки авторских песен. На примере творчества Александра Галича" и "О задачах и особенностях текстологии поэтических произведений Окуджавы. К постановке проблемы"). Они связаны с проблемой текстологического исследования поэзии Галича и Окуджавы 2, которая встает особенно остро, когда речь идет о датировке и публикации звучащих текстов.

 

Оканчиваются сборники – по традиции, уже укоренившейся в изданиях ГКЦМ В.С. Высоцкого, – библиографическим разделом, где представлен список литературы о творчестве Александра Галича, вышедшей с 1988 по 2001 г., и работ о Булате Окуджаве 2000-2002 гг. (сост. А. Е. Крылов). Этот раздел следует отнести к числу существенных достоинств издания — он значительно облегчает ориентацию исследователя в немалом потоке разнокачественной литературы, связанной с бардовской поэзией.

 

Очевидно, что новые издания ГКЦМ В.С.Высоцкого, научное качество которых заслуживает высокой оценки, открывают новые перспективы исследования авторской песни в литературном и культурном контексте ХХ в.

 

________________________________________

*Соколова И. А. Авторская песня: от фольклора к поэзии / ГКЦМ В.С.Высоцкого; Благотворит. фонд Владимира Высоцкого, М., 2002. 292 с.; Галич. Проблемы поэтики и текстологии / Сост. А. Е. Крылов; ГКЦМ В. С. Высоцкого. М.,2001. 232 с. – (Прил. к V вып. альм. "Мир Высоцкого"); Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии / Сост. А. Е. Крылов; ГКЦМ В.С.Высоцкого. М., 2002. 260 с. – (Прил. к VI вып. альм. "Мир Высоцкого").

________________________________________

1См. об этом: Жукова Е. И. Долгая слава поэта-певца // Вестник МГУ. Сер.9. Филол. 2001.№4. С.148-154.

 

2 См. также: Крылов А. Е. Основные проблемы текстологии поэтического творчества Б. Ш. Окуджавы // Традиции русской классики ХХ века и современность. М., 2002. С. 224-229.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024