В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
23.05.2015 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Башлачёв Александр Николаевич ("СашБаш") |
Авторы:
Колосовская В. Источник: Колосовская, В. "Пророк в своем Отечестве"? / В. Колосовская // Коммунист (Череповец). – 1990. – № 102 (17.823), 27 мая. |
|
Пророк в своем Отечестве? |
Название этой экспозиции – "Пророк в своем Отечестве" – впервые прозвучало с экранов ЦТ 17 февраля 1990 года, когда все, кто знал и помнил, отмечали вторую годовщину смерти рок-поэта и музыканта Александра Башлачёва. Ведущий "Программы А" Артём Троицкий сообщил телезрителям о создающемся в нашем городе музее А. Башлачёва и просил всех, кто имеет какие-либо материалы о нем, сообщить в Череповец Елене Веселовой по телефону 7-71-50. Теперь небольшое отступление. В нашем городе так мало знают об А. Башлачёве, так слабо чтут его память, словно он провел здесь не почти всю жизнь, а считанные годы. И очень многие всё ещё продолжают считать Башлачёва знаменитым ленинградским рок-музыкантом, родившимся в Череповце, хотя истина в том, что Александр – сверхталантливый череповецкий рок-музыкант и поэт, погибший в Ленинграде. Двадцать четыре года из двадцати семи, отпущенных судьбой, Александр жил в нашем городе, учился в школе, влюблялся, писал стихи, тексты для РОК-СЕНТЯБРЯ, работал (окончив университет) корреспондентом "Коммуниста" и был, по сути, одним из 300 тысяч горожан, пока его песни совершенно случайно не услышал музыкальный критик, знаток рока Артём Троицкий. Через несколько недель концерты в Москве и Ленинграде сделали паренька из провинции ведущим, но не признанным официально рок-певцом страны. А в Череповце он вроде бы так и остался одним из 300 тысяч жителей. Нет пророка в своем отечестве... Я позвонила по указанному телефону Елене Веселовой, заведующей архивом Череповецкого музейного объединения, и договорилась о встрече. Уже нет сомнений, что в музей Александра Башлачёва, пусть даже самый маленький, будут стекаться "паломники" со всех концов Союза. Когда же он, наконец, появится в нашем городе, этот музей, какие экспонаты уже собраны, что нового поступило после сообщения по ЦТ, какие возникают трудности? Эти и другие вопросы я и задала Елене Веселовой и Наталье Налитухиной – заведующей отделом истории советского общества Череповецкого музейного объединения. Именно у них концентрируется вся информация, касающаяся и самого Александра Башлачёва, и того времени (70-е – начало 80-х годов), в которое он сформировался как самобытный рок-поэт. Ответы работников музейного объединения, правду сказать, огорчили. О каких-то сроках открытия музея говорить вообще преждевременно. Да и о самом музее речи сейчас не идет – только о выставке, которую можно было бы оформить в зале основного здания музейного объединения – на Советском проспекте, 30а. Но даже и для выставки материалов пока крайне мало. Основу того, что удалось собрать, составляют публикации – в центральных газетах и журналах, местных изданиях, самиздатовской прессе, независимых рок-журналах ("Рокада", "УрЛайт"), ксерокопии газет из других городов. И, конечно же, статьи, написанные корреспондентом Александром Башлачёвым для городской газеты. Материалы собирались буквально по крупицам. В киосках, скупающих старые журналы, Е. Веселова и Н. Налитухина оставляли списки необходимых изданий и постоянно наведывались: не появилось ли что-нибудь? Обратились в "Вологодский комсомолец" – оттуда стали поступать публикации стихотворений. Городской рок-клуб передал музею плакаты-портреты, ксерокопии некоторых изданий и другие материалы. Помогли и библиотекари, в частности Н. Тарыничева из филиала № 1 ЦБ. Что ещё есть для экспозиции? Одна книга ("Молодая поэзия-89", издательство "Советская Россия" – в ней два стихотворения Башлачёва). Одна пластинка ("Время Колокольчиков" – зато в восьми экземплярах). Одна магнитофонная лента с записью концерта (импортные кассеты недешевы, да и дефицитны, и приобрести их через музей непросто). Есть негативы переснятых фотографий, которые еще предстоит отпечатать. Но, пожалуй, самое бесценное на сегодняшний день – это воспоминания родных, друзей, знакомых, сослуживцев. Ведь так важно Елене Веселовой и Наталье Налитухиной попытаться понять душу рок-музыканта, узнать как можно больше о его жизни, характере, пристрастиях. Взглянуть на поэта "глазами современников" и уже через их восприятие, через то, что окружало поэта, чем жили его сверстники, создать узнаваемый образ времени. Времени, в которое он жил и писал. Вот только как, какими художественными средствами воссоздать в экспозиции этот образ времени – над этим ещё придется поломать голову создателям выставки "Пророк в своем Отечестве". Такая выставка не может, не имеет права быть ординарной – убеждены работники музея. Необходим какой-то особый дизайн, проект оформления, необычное художественное решение (как важно, чтобы художники прониклись духом творчества А. Башлачёва!). Нужны идеи, оборудование и, в конце концов, деньги. У самого музейного объединения недостает средств для такой экспозиции. По самым скромным подсчетам, для выставки потребуется 5–6 тысяч рублей. А то и больше. Необходимы спонсоры. Обращались Е. Веселова и Н. Налитухина в горком комсомола за помощью. Первый секретарь переправил их ко второму, второй – в молодежный центр. На этом пока остановились, надо перевести дыхание. После выхода в эфир февральской "Программы А" звонки Елене Веселовой, конечно, были. Стали приходить и публикации из региональной прессы. Мадина Коротаева из Москвы подарила семь экземпляров пластинки "Время Колокольчиков". Женя Барановская, тоже из столицы, прислала журнал "Рокада". Откликнулся молодежный центр "Федерация" из Горького, послав музею "Нижегородские рок-н-рольные ведомости", плакаты-портреты. Поступили афиши и буклеты с последнего концерта и некоторые другие материалы. Но... я слушаю и думаю: все, что удалось собрать почти за два года, – это капля из моря сведений о человеке, который 24 года ходил по нашим улицам, дышал нашим воздухом, втискивался рядом с нами в переполненный транспорт. Не десятки – сотни людей знали Башлачёва. Остались, не могли не остаться, какие-то школьные тетради, университетские сочинения и конспекты, письма, странички в дневниках влюбленных девочек, фотографии, автографы текстов песен, любимые книги, памятные предметы, записки в альбомах, служебные "заявления", да мало ли что... Любой автограф, любой клочок бумаги, любое воспоминание бесценно для музея. Нет времени на мемуары? Но можно просто прийти и рассказать, что помнишь. Жаль расставаться с письмом, фотографией, автографом? Но Елена Веселова совершенно официально заверила, что у музея есть возможность сделать очень качественные ксерокопии документов, писем, записок, фотографий, рукописей и сделать это быстро, за один-два дня, максимум – неделю. После чего в целости и сохранности вернуть все владельцу. Видимо, череповчане просто не знают об этом, не знают, как нужны, как важны для музейных работников, для истории, их, казалось бы, скромные свидетельства и документы. Не задумываются, что есть люди, их тысячи, для которых Череповец известен только как родина Александра Башлачёва. И с этим необходимо считаться. Так, может быть, все-таки будет "Пророк в своем Отечестве"?
В. КОЛОСОВСКАЯ
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |