В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

22.04.2015
Материал относится к разделам:
  - Авторская песня в регионах
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП

Персоналии:
  - Матвеев Михаил Николаевич
Авторы: 
Бронов Илья

Источник:
bronov.narod.ru
http://bronov.narod.ru/besedka_buyanus.html
 

Михаил Матвеев о Буянусе 2003

Друзья, сегодня мне выпала честь побеседовать с Михаилом Матвеевым, автором из г. Дальнереченска, побывавшим на слёте любителей авторской песни Буянус-2003.

 

БРОНОВ:

Миша, расскажи, пожалуйста, как это было.

 

МАТВЕЕВ:

С 21 по 28 августа 2003 года в городе Шиле (это курортный городок в 60-ти километрах от Стамбула, Турция) прошёл 3-й по счёту слёт любителей авторской песни "Буянус-2003". Он собрал более 150 авторов, исполнителей, просто любителей авторской песни со всего мира. Большая делегация была из Израиля, были представители от Польши, Украины, США, Германии и конечно же из России. Основную массу участников нашей Родины составила поющая Волга: Казань и Самара. Потом: Москва, Вологда, Волжский и, естественно, в моём лице и лице моей жены — Дальний Восток, Приморье. Возможно, я кого-то забыл, но надеюсь, что меня простят и не будут бить при очередной встрече за допущенные неточности и упущения.

 

Краткая историческая справка.

В конце семидесятых –— начале восьмидесятых годов, любители авторской песни со всего СССР завели традицию собираться на живописном острове в русле Волги с экзотическим, даже, скорее, былинным названием БУЯН (на самом деле это название они же и дали), для того, чтобы попеть песни и послушать друг друга под треск костра и шелест волн. Остров, насколько я понимаю, был выбран для этих целей специально подальше от случайных людей и ненужных пьяных компаний.

Традиция эта укрепилась и развилась, но время шло, многие "Буяновцы" с распадом СССР уехали из страны и обосновались кто в Германии, кто в США, кто в Израиле. А остров БУЯН, естественно, посещать стало некому. Но настоящий бардовский дух не умирает. Он, как неизлечимая болезнь, только глубже внедряется в организмы и души, и поэтому у бывших "Буяновцев" родилась мысль о возрождении давней традиции на нейтральной территории. Идея была с успехом претворена в жизнь одним из самых энергичных бойцов авторской песни Стасом Аршиновым, прозванным за свою энергию Губернал-Генератором идей. Именно при его непосредственном участии и был организован первый международный слёт, который было решено провести на Кипре, и, помня о давних традициях, назвать "Буянус". Об этом и последующих слётах подробно рассказано на сайте http://ostrov.sck.ru, который администрирует Стас и его жена Светлана.

 

ПОЕХАЛИ!

Мы с женой вылетали из Москвы вместе с московской делегацией, которую окрыляли своим присутствием Леонид Сергеев, Михаил Кочетков, дуэт Адриан и Александр (известный у нас по песне о безумной Маше), Кира Малыгина (ставшая для многих, в том числе и для меня, открытием), Андрей Козловский (Вологда). В стане москвичей оказалась и посланец Казани –— Екатерина Болдырева, которая и привезла документы и билеты для всей московской и примкнувшей к ней братии. Дело в том, что организатор, вдохновитель и генератор всех идей, Стас Аршинов, сам проживает в Казани, и, что вполне естественно, турфирма, взявшая на себя бремя организации очередного слёта, тоже казанская –— "Persona Grata". Поэтому и документы на проезд и проживание, естественно, были оформлены в Казани, и доставлены для москвичей Катей Болдыревой.

Вылет почти не задержали, и через два с половиной часа мы благополучно приземлились в аэропорту г. Стамбула. Виза для Россиян стоит 20 долларов на человека (для сравнения –— граждане США платят по 100 у.е., а вот господа евреи не платят вообще), паспортный и таможенный контроль занял минут 15-20, причём нас не обыскивали и глупых вопросов не задавали. Самым приятным был тот факт, что после всех бумажных процедур нас уже ждал наш багаж. Сервис –— не чета нашему.

Первым в зале прилёта нас встретил Макс, сын Стаса Аршинова — и после сбора всей делегации, успевшей разбрестись кто куда, мы уселись в туристический автобус и поехали по ночному Стамбулу. Времени у нас на экскурсию было больше чем достаточно, так как прилетели мы ночью, а время заселения в гостиницу в г. Шиле обозначено было утром. Чтобы не томить нас в аэропорту, принимающая сторона любезно и организовала данную экскурсию.

Стамбул поразил своей ночной красотой. Сразу вспомнился наш Владивостокский Проспект Красоты в лунную летнюю ночь с видом на залив и корабли. Ночной вид достопримечательностей Стамбула, мечетей Аясофия и Голубой, также поразил. Но самым неожиданным была встреча местных турецких бардов игравших ночью на гитарах в одном из летних прибрежных кафе. Стамбул оказался огромным –— в 5(!!!) раз превышающим Москву по площади и 2-2,5 раза по населению. Мы, конечно, его весь не проезжали и перепись не производили, но статистика говорит сама за себя.

После экскурсии и лёгкого ночного завтрака мы погрузились в автобус и отправились в г. Шиле. Отель SALE RESOT **** на самом деле на 4 звезды в российском (а тем более американском и немецком представлениях) не тянул, но, тем не менее, наличие заехавших в него звёзд обещало компенсировать этот недостаток. Тем более, что весь отель был в распоряжении Буяновцев. Стандартный двухместный номер с двумя кроватями, раскладным креслом, балконом с видом на море и столиком с двумя плетёными, лёгкими стульчиками, да ещё телевизор, в котором что-то не контачило, и он мог выключиться в любую минуту + небольшой и беспомощный в 30-градусную жару холодильник –— вот весь инвентарь номера. Ванная с душем не упоминается, как неотъемлемая часть любого строения, именующего себя отелем. Кроме этого, в отеле был большой приличный ресторан, где мы питались, летний бар, закрытый бар, сауна с бассейном, фитнес-центр, открытый бассейн, бильярдная, теннисный корт и, естественно, оборудованный пляж.

На пляж-то мы и отправились после восхода солнца. И, расположившись на пластиковых лежаках, сразу, естественно, уснули. Разбудил нас через несколько минут грохот зенитных орудий и крупнокалиберных пулемётов. Это на полном серьёзе. В воздухе невысоко над нами парил большой транспортный самолёт ВВС НАТО, который, по-видимому, таскал на длинном фале мишень, которую и обстреливали с Базы ПВО в 2-х километрах от нас. То, что это была мишень, поняли не сразу –— сначала подумали, что это Стингер гонится за самолётом, но, присмотревшись, углядели фал, на котором этот "Стингер" был пристёгнут. Самолёт сделал несколько кругов, мишень на третьем круге всё-таки отстрелили. Канонада закончилась через 30 минут. Но спать уже не хотелось, да и загорать тоже. Все с нетерпением ждали вечера –— первого концерта,

представительского.

В полдень нас собрал Губернал-Генератор и объявил программу слёта, распорядок дня и порядок судейства. Все концерты, за исключением последнего дня, начинались после ужина в 10 вечера и были рассчитаны на 2,5-3 часа, реально же заканчивались около 2-х ночи. Причём, чаще всего перерастали в большую тусовку в закрытом баре. Обслуживающему персоналу ничего не оставалось, как слушать и не спать. На том же собрании было объявлено о проведении в рамках концертов конкурса –— "Миллиард за песню", первоначально, кстати, планировалось провести литературный конкурс "Миллиард за строчку". Я к нему был готов и вёз на суд стихи Вани Гамана из г. Артёма "Посвящение Есенину". Жаль, так и не прочитал, так как суть конкурса изменили и стали выбирать лучше прозвучавшую песню.

Представительский концерт позволял петь всем участникам, представляющим какую-либо команду, страну или регион. Ещё был "Пионерский" концерт — для тех, кто приехал впервые. Потом концерт "Рецидивистов" и т.д. Из каждого концерта в финал отбиралось 3 участника, вернее 3 песни.

Естественно и ничуть не обидно, что я в финал не попал –— слишком грозны и имениты были соперники. Да и волновался сильно, хотя, как оказалось потом, совершенно напрасно. В общем и целом, не в этом была суть моего посещения этого слёта. Главное — послушать, набрать как можно больше информации. Что, в общем-то, и было успешно сделано. Например, открытие фестиваля, Кира Малыгина... только для того, чтобы её услышать, можно было приехать за тридевять земель. Кстати, её песни должны хорошо получиться у Юли Муравьёвой. Сплю и вижу, как она их поёт.

Вместе с тем концерт показал, что в авторских кругах Буяновцев нет чёткого разделения на классику жанра и не классику. Выиграл конкурс в итоге Гриша Данской — классный автор, особенно удалась ему песня "Истребитель", но это надо слушать. Я лично, как кролик на удава, смотрел на него, когда он её играл (именно играл). В смысле, я не напуган был, а просто заворожён. А его песни в классику жанра не попадают вааще. Тем не менее, это Уровень исполнения.

Да и в общем-то, по большому счёту, основная масса приехавших –— профи. Они этим живут, зарабатывают. У нас, кроме Булгакова и Земского, кто этим зарабатывает?

Но ближе к делу. Можно рассказывать про известных исполнителей и авторов, можно перечислять репертуар, можно попытаться даже выложить в Интернет строчки и аккорды, но я этого делать не буду, а для начала затрону те имена, с которыми мне хотелось бы познакомить дальневосточных любителей авторской песни.

 

В первую очередь, это, конечно же, Григорий Данской.

Он из Перми. Возможно, кому-то это имя уже у нас известно, я лично познакомился с ним только в Шиле. Если честно, то после первой песни впечатления он на меня не произвёл –— рок под гитару с искажённым в сторону хрипоты голосом впечатления не поимели. В слова, если и вслушиваешься, то доходят они только с третьего-четвёртого раза. Дальше –— больше. Чем больше слушал, тем больше нравилось (несмотря на то, что классикой жанра не пахло вообще). После "Истребителя" он меня покорил. Великолепная подача песни. Не сама песня, а то, как её исполнил именно он. Тот редкий случай, когда песню нельзя отдавать на исполнение кому-то другому. Честно говоря, не думаю, чтобы эту песню смогли исполнить Визбор или Окуджава. У Григория, кстати, есть свой сайт в Интернете: www.danskoy.ru или www.danskoy.rock-line.ru

Я заказал два его диска. Он, к великому сожалению, все свои диски, которые привёз с собой, раздарил до того, как я родил свою просьбу — пришлось заказывать в Москве.

 

 

Екатерина Болдырева (Казань).

Автор, довольно известный даже у нас. Заочно я познакомился с её творчеством год назад, после того, как она стала лауреатом на "Груше". Очень колоритные песни, красивый голос и музыка. Тоже имеет свой сайт в Нете. Там же можно приобрести её диски. Желающие его найдут.

 

 

Кира Малыгина –— обаятельная, безусловно, талантливая хрупкая девушка с завораживающим голосом и великолепной игрой на гитаре. Классика жанра. Причём, какая классика! Красивейшая, можно сказать.

Ребята!!! Это надо слушать. К великому сожалению, своих дисков у неё нет, но они наверняка скоро появятся. У меня есть только запись на видео, но там звук, конечно, не тот.

И ещё несколько строк о ней:

 

Я смотрю на пейзаж, за промёрзшим окном

Вспоминая мелодии прожитых зим

И вращается памяти веретено

И опять пред глазами упрямо скользит

Образ девочки хрупкой с гитарой в руках,

Беззащитной под натиском грозных стихий,

Сколько боли в её безупречных стихах,

Как они тяжелы и воздушно-легки,

Столько в голосе нежном печальной мольбы,

Столько скрытых для глаз неуёмных страстей,

Что душа, недослушав, встаёт на дыбы,

И озноб пробирает до самых костей.

Кто обидел её, за какие грехи?

И за что ей такая душевная боль,

Что рожает она не детей, а стихи,

А стихи про убитую кем-то любовь...

 

 

Генннадий (через три "н") Горлов.

Наверное, его уже кто-то знает. Профессиональный бард. Хорошие песни, в том числе, перехваченные эстрадой ("Вован намбер one" — у Владимира Маркина). За плечами — участие в концертах в Кремле и на других больших сценах. Диска, к сожалению, тоже нет, но кассетами он меня одарил, да и вообще –— с ним мы сблизились на этом слёте больше, чем с другими. Его песни я буду петь на ближайших фестивалях (если позволят, конечно). В спонсорах не нуждается.

 

"Нон-стоп квартет" (г.Самара) с лучшим баяном мира (состоявшийся факт) Сергеем Войтенко в роли руководителя и композитора.

Кроме этого, Сергей ещё и играет на гитаре и пишет неплохие песни. Также одарил меня своими записями. "Услугами" квартета пользовались многие исполнители, в том числе и известные. На фото, например, квартет запечатлён вместе с Екатериной Болдыревой.

 

Ещё можно назвать Анжелу Штейнгарт (Израиль) с очень красивыми и смешными песнями.

 

Костю Лин и его жену –— отличную скрипачку Аню Буевич-Лин (Израиль).

Костя сочиняет и поёт, а Анна подыгрывает ему на скрипке.

 

Неплохие песни у Андрея Соболева из Севастополя (Украина), да, в общем-то, наверное, можно перечислять всех, и не ошибёшься.

 

Именитых зубров представляли:

— Леонид Сергеев –— хороший мужик и хохмач.

Скажу вам по секрету, что, когда он начал комментировать футбольные встречи бардовских команд, я понял две вещи:

1.Что в нём умер профессиональный комментатор

и 2. Озеров отдыхает.

 

— Андрей Козловский –— автор-исполнитель, известный по своим песням "Поехали, Дункель", "Акула", "Моя деревянная голова"; классный парень, классный исполнитель, классный автор.

 

— Дмитрий Бикчентаев –— немногословный, вежливый, очень доброжелательный и в то же время серьёзный дяденька с седой бородой и задушевными песнями.

 

 

— Дмитрий Кимельфельд (Израиль), довольно известный и очень давний автор.

Его песня "Графиня ! Мне приснились Ваши зубы", думаю, знакома многим, а вообще, конечно же, у него гораздо больше песен, которые поют уже давно.

 

— Михаил Николаевич Кочетков.

Неугомонный хохмач, умеющий смешно рассказывать о грустном, мой частый собеседник и компаньон по чаю на этом слёте. Одарил своей книжкой с автографом "Михаилу Николаевичу от него же самого".

Ни намёка на звёздность. ( Кстати (простите меня за дремучесть), оказывается, песня, которую поёт часто Ефим Шифрин "Я не могу без этой сцены –— я артист" написана именно Кочетковым).

 

 

Затрудняюсь, куда же поставить дуэт Адриан и Александр...

Известны они в Москве давно, за её пределами — может быть, и недавно. Относятся к творческому союзу авторов "Тридцать второе августа". На сегодняшний день Александр Щербина –— это покровитель Киры Малыгиной (по крайней мере, мне так показалось). Очень дружелюбные и милые ребята.

 

Ну и, конечно же, Сергей Бальцер, Пётр Старцев, Марина Меламед.

Вот, перечисляю их, и приходит мне на ум одна мысль: среди бардов козлов нет, или очень мало, так, что на глаза не попадаются.

 

На слёте ежедневно проводились разные турниры и конкурсы, не связанные с пением и игрой на гитарах –— Чемпионат мира по футболу среди бардов. Наши, кстати, выиграли в упорной борьбе у сборной Израиля.

Конкурс на лучший замок из песка, бильярд, преферанс, волейбол и т.д. Скучать было просто некогда. В этом плане нашим организаторам есть чему поучиться.

Под занавес слёта нас возили в Стамбул, теперь уже на дневную экскурсию. Поплавали по Босфору, побывали в Голубой мечети и посетили подземное хранилище воды. Зрелище впечатляющее.

 

Немного о том, как организовывалось голосование после концертов:

Ежедневно на завтраке наши голоса должны были быть отданы за ту или иную песню. Главные арбитры и собиратели голосов были дети. У них имелся журнал, в котором писался тот или иной автор (песня), которому отдано предпочтение, а рядом –— фамилия и подпись голосующего. Голоса можно было покупать или продавать. Стоит голос немного –— 1000000 –— миллион турецких лир (приблизительно 23-24 рубля). Но продать его можно только раз, продажа, естественно, условна, как, впрочем, и покупка. На слёте были организованы так называемые "семьи" из числа участников. Наша семья состояла из нас с женой, мы были мама и папа, и наших детей –— три дочери –— сочувствующие из Казани девчонки и Нон-стоп квартет в полном составе в роли сыновей. Особливо повезло с сынками. Знаменитости попали. Семья в основном голосовала за своих представителей, но если члены семьи известны, то голосуй за кого хочешь. Впрочем, это всё тоже было очень условно.

 

Теперь о наболевшем:

на мой взгляд, понятие "классика авторской песни" на этом слёте особого значения не имела. Очень большое значение при том судействе, которое было положено в основу, имела подача песни слушателю, а содержание слов оттенялось этой подачей. Если ты классно владеешь гитарой, имеешь хороший голос –— у тебя есть шанс. Содержание (если оно, конечно, не полностью опопсевшее) песни уходило на второй план. А вспомните Визбора или Окуджаву –— кто из них мастерски владел гитарой и имел поставленный голос? А песни какие писали? Хотя, возможно, я неправ, и неправ вот по каким причинам: песня изначально предполагает не только стихи, но и музыку, и эту самую подачу песни слушателю. Можно напрочь испортить гениальный текст бездарной музыкой, и наоборот. Ведь жизнь не стоит на месте. Возможно, через несколько десятилетий любители авторской песни будут считать классикой именно произведения Гриши Данского с его подачей и его необычной, на мой взгляд, игрой на гитаре. Возможно, компромисс в этом случае должен состоять в разделении жанров? Ведь нельзя одинаково оценивать грустную и весёлую, лёгкую и сложную, бард-рок и детскую песни. Ведь нельзя же на выставку собак прийти с лошадью и хвастаться, что она хоть дом не сторожит, зато на ней можно кататься и денег на "Педигри" не надо тратить. Я лично за то, чтобы устраивать выставки собак среди собак, выставки кошек среди кошек, но не забывать и о хороших породистых лошадях.

 

Всё, к сожалению, заканчивается. Закончился и этот слёт. Перед отъездом состоялась свадьба руководителя турфирмы, принявшей на себя бремя нашей транспортировки и размещения, Сергея Иванова с очаровательной девушкой Ольгой Бердниковой. Познакомились они на 1 слёте, который проходил на Кипре. Не обошлось и без приключений –— Катя Болдырева и Андрей Хорлин (руководитель главного в стране бардовского сайта www.bard.ru ) забыли в отеле свои паспорта и не смогли улететь вместе со всеми, зато ещё пару дней балдели в Турции. У Леонида Сергеева фамилия у жены Кирилова, а билет был с лёгкой руки организаторов выписан на фамилию Сергеева, пришлось очень долго объяснять в аэропорту, "ху из ху". Спасибо Кочеткову –— когда он дыхнул на администратора семидневным ароматом чайного созвездия (мы же со свадьбы сорвались), сразу всё стало на свои места, и семья Сергеевых воссоединилась. Полёт назад особого удовольствия не доставил –— весь салон был забит поклажей челноков и челночниц, экипаж корабля мило улыбался и забывал о наших просьбах принести воды, а для того, чтобы у нас забрали посуду после ужина, мы вынуждены были завалить ею проход в салоне. Одним словом — РОССИЯ!

 

БРОНОВ:

Спасибо, Миша... Содержательно. У меня, как всегда, возникла пара вопросов...

Интересная манера голосования. А как ты считаешь, насколько она... справедлива, что ли?

Не лучше ли было, скажем, просто организовать компетентное жюри, пусть даже человек десять-двадцать для минимизирования индивидуального восприятия представленного материала?

И что-то я плохо понял: при чём тут дети? Именно они собирали голоса? А кто подсчитывал?

 

МАТВЕЕВ:

Насчёт манеры голосования, принятой на этом слёте, можно говорить много. Но главное, что она оправдала себя на все 100%. И вот почему: свою позицию относительно творчества Данского я высказывал, исходя из услышанного на слёте. Недавно получил два его диска –— слушаю запоем. И всё больше прихожу к выводу, что красивая подача и игра на гитаре –— только спутники его таланта. Основа же основ –— это всё-таки стихи. Хотел назвать его новым Галичем, но сдержусь в сравнении.

Стихи Гриши –— это стихи свыше, не из наших галактик. Ещё и ещё раз в этом убеждаюсь. Лично я на слёте голосовал за Кочеткова, но на сегодняшний день я, наверное, отдал бы свой голос за Данского. Сегодня равных ему, на мой взгляд, нет. И приблизил бы его к классике максимально возможно. Наверное, что большинство голосовавших за него поняли это гораздо раньше меня.

Насчёт квалифицированного жюри не думал, может, его и не было по той простой причине, что трудно отдать свой голос за одну из многих классных песен. Тем более, что случайных советчиков и слушателей на этом слёте не было, и можно было, если не полностью, то с большим процентом попадания согласиться с мнением зрителей, что в итоге и было сделано.

Дети, кроме сбора, ещё и подсчитывали эти голоса. Они же не ясельного возраста были, все учатся в школах. Только на главном концерте организаторы детишкам не доверили подсчёт и пригласили для этой цели аж 3-х бухгалтеров из числа зрителей. Голоса, правда, собирали всё те же детки.

 

БРОНОВ:

Ну, что подача имеет немаловажное значение в песне, это понятно. А как слушались твои песни?

Я не скажу, что у тебя плохая подача, она просто ненапористая... негромкая что ли? Хоть твой тембр голоса и аккуратная манера игры на гитаре воспринимаются очень хорошо, но как ты выглядел на том уровне? Ты способен оценить? Или, хотя бы, попытаться оценить?

 

МАТВЕЕВ:

Насчёт себя скромно промолчу. Присутствие рядом великанов авторской песни дало о себе знать, причём, не в лучшем виде –— мандраж преследовал меня перед каждым выходом на сцену. Результат, на мой взгляд, был не самый лучший. Да и не готовился я к выступлениям в том объёме, который был, по идее, необходим. А громко петь мне данные не позволяют, да и не люблю я, когда полное отсутствие голоса пытаются заменить громким пением –— уж лучше молчать. Я в таких случаях говорю просто: "Хорошо спел –— громко!"

Да и пробиться в финал в моём случае было очень сложно: необходимо было обставить Кочеткова, Малыгину, Данского, Горлова, Сергеева и Бекчентаева, необходимо было спеть что-то ТАКОЕ и ТАК, чего у меня пока нет. Голосовали за меня многие, но этого оказалось недостаточно. Да и программа фестиваля была продумана таким образом, что новичкам, чтобы выйти на сцену, необходимо было просто выдать что-то сверхъестественное. Основные концерты были рассчитаны, конечно же, на гостей. Возможно (причём, с очень большой вероятностью), если бы был предусмотрен концерт для "тёмных лошадок", то и я таки пел бы в финале.

 

БРОНОВ:

И, напоследок, не мог бы ты нам рассказать, сколько тебе это удовольствие стоило? Вдруг кто-то захочет поехать, и ему надо прицениться?

 

МАТВЕЕВ:

Удовольствие оказаться на фестивале стоило чуть больше 40000 руб. на человека. Причём, основная трата средств пришлась на перелёт из Владивостока в Москву. Удовольствие, как вы сами понимаете, не из дешёвых. НО ОНО ТОГО СТОИТ!!! Да и готовились мы к нему почти за год.

 

БРОНОВ:

Спасибо, Миша, за столь интересную информацию. Чертовски приятно, что кто-то из наших ездит в "Большую Авторскую Песню" и, так как мои перспективы побывать на данном мероприятии представляются мне весьма призрачными, позволь пожелать тебе всяческих новых и интересных встреч на Буянусе-2004 и собственной программы, соответствующей тому уровню.

Ну, а мы пока порадуемся за тебя и посмотрим фотографии.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2022