В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

07.09.2014
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
Авторы: 
Солкин Василий

Источник:
Солкин, В. Люди гибнут за "металл..." / В. Солкин // Боевая вахта (Владивосток). – 1987. – № 215 (15777). – 18 сент.
 

Люди гибнут за "металл..."

Идеология с нотного листа

 

Диспут-клуб "Боевой вахты" (заседание шестое)

 

В конце августа у мыса Крутого на берегу бухты Лазурная состоялся фестиваль самодеятельной песни "Приморские струны-87". Состоялся в десятый раз. В редакцию "диспут-клуба" пришло немало писем с просьбой рассказать об этом событии. На вопросы читателей отвечает член оргкомитета "Приморских струн", лауреат многих фестиваля края, один из организаторов авторской мастерской капитан-лейтенант В. Солкин.

 

До нас дошли слухи, что на конкурсный концерт вашего фестиваля приезжал Владивостокский рок-клуб. И вы не выпустили рокеров на сцену! Как это посмели организаторы? Как же тогда понимать гласность и демократию? Хотим услышать ответ, но заранее знаем, что наше письмо вы в своем диспут-клубе не заметите. Группа тихоокеанцев".

 

Над фестивальной поляной опустилась ночь. Но концерт был в самом разгаре.

И тут появились они.

Их приближение чувствовалось издали. Не по бряцанью цепей, как принято писать, – цепей было совсем немного. А по зловещей тревоге, которая шагала впереди них. Мне лично стало тоскливо. Потому что понял: конфликта не избежать. Конфликта, для предотвращения которого передумано и сделано так много...

Первоначально в сценарии открытия фестиваля предлагался такой фрагмент. На акватории бухты сходятся корабли под белыми парусами с надписью "Самодеятельная песня" и пиратские шхуны с надписями по черному: "Металл". Идут на абордаж. Белоснежные паруса, естественно, одерживают полную викторию, "металл-флот" терпит конфузию. И десант победителей открывает фестиваль...

Зрелище виделось захватывающим. Плавсредства были уже готовы. И все же организаторы решили отказаться от этого фрагмента. Не сочли возможным сводить серьезные проблемы к клоунаде. Потешные флотилии были распущены.

Они стояли плотной, обособленной кучкой. Стояли возле дощатой сцены. Там пел их сверстник. Делился самым сокровенным. Они не слушали. Он для них вообще не существовал. Они не умели и не хотели слушать. Они видели только дощатый помост – поле боя. Плацдарм, который они пришли завоевать, чтобы показать себя. Они стояли плотной кучкой и громко, не слишком воспитанно выплескивали свои эмоции...

Когда-то, в первые годы существования, в клубе самодеятельной песни "Поиск" взимался штраф за каждое бранное слово. Деньги шли на нужды клуба. С годами эта мера оказалась ненужной. Какой бы непринужденной ни была беседа, даже в полной изоляции от представительниц прекрасного пола, о культуре речи никто не забывал. Такая атмосфера сохраняется и на фестивальной поляне.

Вразумлять, призывать, уговаривать было бессмысленно. Они не могли услышать. И тогда во мне лично вспыхнула злость. Злость на этих парней, которым глубоко плевать на все, что выходит за рамки их мирка. Будете рваться на сцену? Попробуйте, господа рокеры! Поглядим, что вернее: взвинченная "металлом" нервная система или надежный тренированный туристский бицепс...

На Сахалинском фестивале самодеятельной песни среди авторов оказалось немало рокеров. Но столкновения не произошло. Авторская мастерская фестиваля предложила рокерам самим отобрать лучшее и отдельным блоком выступить в концерте.

Готовясь к нашему десятому, юбилейному, мы учли этот мудрый опыт. И в личных беседах, и через газету "Тихоокеанский комсомолец" предложили авторам, работающим в стиле рок, принять участие в авторской мастерской, чтобы ближе познакомиться, поговорить, найти точки соприкосновения, которые обязательно есть, какими бы разными не казались жанры творчества.

Сейчас будут им "точки соприкосновения", сейчас... Пришли на чужой праздник, чтобы его испортить, чтобы устроить скандал вместо предложенного разговора. Пришли ломиться с треском в дверь, которая с самого начала была распахнута...

Вот тут-то, наконец, мы сказали себе: "Стоп!". И вспомнили, что, кроме нас, организаторов, есть еще многотысячное мнение фестиваля. Разве может ошибиться коллективный разум фестивальной поляны?

Мы сняли "кордон". И двое рокеров выскочили на сцену в тот момент, когда президент "Поиска" Сергей Рыбалка объявлял очередного участника.

– А сейчас перед вами выступят рок-группы... – раздалось в колонках.

Отдадим должное Сергею Рыбалке. Он не стал "давить" правами ведущего. Он не стал затыкать атакующим рот. Он вежливо и спокойно осведомился, не желают ли рокеры выслушать мнение зрителей. Те лихо согласились, но с условием, что первыми будут голосовать за рокеров. Жиденькие робкие крики и разносортный несогласный свист были ответом. Тогда Сергей Рыбалка попросил голосовать за продолжение прерванного концерта. Фестивальная поляна загудела дружно – и рокеров смело со сцены...

Вот как "посмели организаторы" "не выпустить рокеров". Рассказываю об этом так подробно потому, что в письме есть слово "слухи".

Но рассказом ограничиться невозможно. Потому что за этим маленьким инцидентом стоит большая проблема. Потому что и авторы этого письма, и те, кто рвался среди ночи на фестивальную сцену, вновь пытаются навязать битву за приоритет формы. Глупая и бесполезная битва. Против рока как формы никто на "Приморских струнах" не выступал. Более того! Роковый стиль давно проник в бардовскую песню. Явно тяготеет к нему Сергей Булгаков (автор из Владивостока). И тем не менее он множество раз становился лауреатом наших фестивалей. А на нынешнем ему было доверено стать одним из руководителей авторской мастерской. Так же, как и камчатскому автору Сергею Косыгину, тоже использующему рок-формы в своем творчестве. Анатолий Погодаев из Владивостока очень любит тяжелый рок. А стиль его собственных песен ничего общего со стилем Визбора или Окуджавы не имеет. И все же его песни были очень тепло встречены "стариками" самодеятельной песни. Так что рок как средство выражения никто не отрицает. И никто не призывал "не пускать". Но...

На мастерских (их было две) не допустили в концерт многих авторов. Среди них были и поклонники рок-стиля. Почему не допустили? Всех – по одной причине: из-за отсутствия в песнях искренности, собственной души, собственной боли. Текстовая "рыба", положенная на мелодию... Обидно, когда на бардовском фестивале тебе предлагают давно надоевшую конструкцию "а ля эстрада семидесятых". И разговор на мастерских шел не о том, чем выражать, роком или кантри, обращением к русским народным мотивам или джазовыми приемами, а о том, что автор выражает. И если в песне было это самое что, песня поадала в концерт.

Может быть, мастерской, в которой участвовал я, просто не повезло. Но авторы, работающие в стиле рок, этим что не порадовали. Красиво пели, дерзко строили гармонию песни. И ничего не выражали. Запомнился лишь один. Тем, что очень старательно работал над формой не только музыки, но и слова.

Зато были два... баяниста. Казалось, нечего им делать на фестивале гитарной песни. Но им было что сказать. В их песнях билась мысль. И они выступали на концерте наравне с гитаристами...

Вот какой поворот. И пока мы все не поймем, что не о форме надо спорить, а о том, что та или иная форма выражает, не получится полезного разговора. Это давно поняли представители самых разных форм. Дмитрий Покровский, руководитель фольклорного ансамбля, во время гастролей во Владивостоке без труда нашел общий язык с Сергеем Булгаковым, чей стиль полушутя окрестили как "хард-бард". Клуб самодеятельной песни "Поиск" находит общие темы с ансамблем политпесни "Амиго". И только поклонники тяжелого рока очень тяжело идут к такому "открытию". Идет борьба идей. Сегодня, как никогда, острая. Битва идет и с гитарой в руках. За свою идею. А представители рок-групп пришли на фестивальную поляну "гибнуть за металл". Знал бы Мефистофель, какой печальный смысл вложит наше время в его знаменитую фразу...

Металл – сырье, бесспорно, очень важное. Только ведь сам по себе, даже в очень больших количествах, он ничего не значит. Из него нужно что-то сделать.

Дверь рокерам открыта. В клятве жюри фестиваля есть пункт: "Нет песни самодеятельной и несамодеятельной. А есть хорошая и плохая".

Но есть и другой пункт: "Если нам встретятся бездушие, снобизм, жвачная психология – наша рука не дрогнет!".

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024