В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

07.01.2014
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
Авторы: 
Бобошко Александр

Источник:
Бобошко, А. "А что не петь, когда уют и ненакладно"[Электрон. ресурс] / А. Бобошко // URL: http://ksp-dv.narod.ru/Bardachok/kogda_uyut_i_nenakladno.html (дата обращения: 19.03.2009).
 

А что не петь, когда уют и ненакладно

В информации "Пели от утра и до утра" во вторник "Амурская правда" сообщала, что с 30 июня по 1 июля с. г. на Биробиджанском фестивале гитарной песни находился наш корреспондент бард Александр Бобошко. Теперь об этом более подробно.

 

Дело в том, что где бы я ни был на мероприятиях подобного рода, лучшего приема, чем в Биробиджане, не встречал. Может быть, это связано с особенностями нации: большинство талантливых людей во все времена составляли, извините, евреи... Боюсь, что навлеку на себя гнев "Памяти", но против истины не пойти. Христофор Колумб и Карл Маркс, Чарли Чаплин и Петр Ильич Чайковский, Альберт Эйнштейн и Иосиф Бродский – представители нации, вечно гонимой, начиная от анекдотов до погромов и газовых камер концлагерей.

Евреи, как правило, сами люди творческие и потому уважают творчество других.

... Всё было как в сказке.

Встретили меня у вагона секунда в секунду без опоздания. У вокзала "на всех парах" готовился к отправлению автомобиль... Я попросил телефон – предоставили. Не дожидаясь напоминания, сразу же оплатили проезд в обе стороны. Забегая вперед, скажу, что и проживание, и трёхразовое питание были бесплатными, что звучит вообще фантастически по нашим временам.

Поселили – тоже не обидели. Когда я понял, что среди шалмана я не отдохну, а ночь перед этим почти не спал, попросил отдельную комнату. Как это ни было трудно – нашли, за что благодарен устроителям фестиваля – Наталье Матиенко и Елене Ильиной. Обязательно вышлю им нашу газету, пусть будет людям приятно!

Когда они узнали, что на следующий день я уезжаю и не смогу выступить на гала-концерте, в помещении столовой турбазы "Восток", где жили барды и гости, устроили мой авторский концерт. Я отказался работать на воздухе. Жаль, у моего фотоаппарата нет вспышки, иначе бы я запечатлел двух бардов, которые, спасаясь от нашествия комаров, пели в накомарниках. Ноя вообще предпочитаю работать в закрытых помещениях, поскольку считаю, что бардовское искусство – это театр, а в него приходят не случайные люди. Пришли люди, сели, слушают, и их ничто не отвлекает...

Перед самым моим концертом в 23.00 начались перебои со светом. Вначале он резко и неприятно мигал, потом погас совсем. Но не отменять же концерт! Заядлая туристка и моя давняя почитательница Наталья Башурова из Биробиджана раздобыла свечку, разломила надвое, но поскольку все равно было темно, двое ребят усиленно "работали" зажигалками...

На фестивале собралось около ста участников и гостей, среди которых были такие известные на Дальнем Востоке барды, как Сергей Булгаков из Владивостока и Евгений Суховеев из Хабаровска. Но радовали зрителей и совсем молодые "необстрелянные" ребята, например Женя Каменский из Облучья и его друг Дима.

Вообще география представителей бардов такая: Еврейская область во главе со своей столицей, Хабаровск, Владивосток и Благовещенск, откуда, к сожалению, я был в единственном числе. Увы, по сравнению с другими регионами в плане развития и популяризации бардовской песни Амурская область находится явно на последнем месте.

Например, не менее 18 фестивалей ежегодно проходит в Приморском крае и Владивостоке, где существует более двадцати клубов гитарной песни. Чуть ли не каждый факультет вузов имеет таковой.

Виктор Седнин, менеджер Фонда творческой молодежи "Приморские струны", сообщил, что его коллегам удалось разыскать огромное количество дворовых (не блатных, не зековских) песен и провести концерт под названием "Черное домино", который длился почти два часа. В союзе с ними работали актеры академического театра им. М.Горького. Возраст публики разный: от 12 до 86 лет. После концерта старушки плакали: "Мы думали, умрем, и песни умрут вместе с нами..."

Фестиваль "Приморские струны" попал в английский каталог фестивалей всего мира, а вообще их 500. – Это наша гордость, – добавил Виктор. – От России попали только два фестиваля — Грушинский и наш.

К слову, автору этих строк, впервые выступившему на упомянутом фестивале в 1987 году, удалось попасть в число дипломантов.

Один любопытный момент: я всегда считал, что, как художник, должен быть вне политики. Отказался вступать в демократический "Выбор России", а если пел на концертах КПРФ или возрожденного комсомола, заявлял, что то же самое буду петь на концертах для партий противоположного толка.

А тут вдруг оказалось, что я выступаю под флагом Союза Правых Сил, к которому имею резко отрицательное отношение. Испытывая дискомфорт от создавшейся ситуации, стал выспрашивать у других бардов, что они думают по этому поводу. "А нам плевать, – говорили они, – кто нас собрал: белые или красные. Главное, что мы собрались тут". Но некоторые добавляли: "Хорошо, что есть такой СПС, а то бы нас здесь не было".

Может быть, здесь и кроется причина организации фестиваля. Давно уже барды, как в Биробиджане, так и у нас в Благовещенске да и в других городах брошенные, никому не нужные. А тут привлекли, позвали, за что большое спасибо, майку красивую с кепкой с эмблемами СПС подарили. И, пойдя на выборы, может быть, и заполним мы теперь клетку в бюллетене со знакомой символикой.

Я подумал, а что мешает, например, коммунистам сделать то же самое. А то сидят в своих кабинетах и никак сообразить не могут: почему власть потеряли и отчего, провозглашая верные лозунги, не пользуются массовой поддержкой населения.

А правые – молодцы! Не гнушаются ходить в народ. То Кириенко станцует рок-н-ролл в трико и тапочках на сцене среди рок-фанатов, то не забудут организовать хорошее и нужное дело, напоят и накормят бардов на берегу озера у села Желтый Яр, что под Биробиджаном...

А вообще бывать на бардовских фестивалях в большинстве случаев чертовски приятно. Как правило, когда много ездишь и кое-что умеешь, тебя узнают, хлопают по плечу, зовут к столу, угощают...

Ты с удовольствием живешь несколько суток в особой республике, где "хлеба горбушка – и та пополам", где не существует ни работы, ни семьи, ни постоянно гнетущих проблем. Как сказал мне один бард: "Я тут отрываюсь". (Кто такой – не скажу. Вдруг его жена прочтет мои заметки и больше не отпустит своего супруга).

А костры, рыбалка, уха, купание! Новые знакомства, споры, обилие информации. И самое главное – песни от утра и до утра. Один бард в столовой, расправившись с первым блюдом, в ожидании второго тут же брался за гитару. Другой, вероятно, сознавая скоротечность фестиваля, только пил, а вместо закуски выдавал песню за песней. Что поразительно: абсолютно не пьянел и мог бы вполне работать разведчиком.

Как правило, большинство бардов – люди активные, подвижные, любят юмор, прекрасно знают поэзию и сами достигают больших высот. Для меня настоящим открытием явилась Наталья Штепа из Хабаровска. Это – настоящая поэтесса. А голос её так похож на вокал нашей бывшей амурчанки Светланы Бориной, что когда я закрывал глаза, то слышал именно её...

Хорошо у бардов было мне, хорошо! И все-таки есть одно "но".

Уже 14 лет я присутствую на всевозможных бардовских фестивалях, но убеждаюсь, что ничего не меняется. Когда хабаровский сорокалетний бард Алексей Фролов, обладатель мощного голоса "под Луи Армстронга", уверял меня неделю назад, что ритмы блюза в бардовской песне – это абсолютно новое прогрессивное течение, мне было смешно. То же самое я слышал от одного некогда известного благовещенского барда еще в 1987 году.

О мощном крене бардовской песни в сторону эстрады предупреждал один из основоположников этого жанра Булат Окуджава в 80-х годах. Напрасно он взывал к тогдашним бардам об опасности выхолощения главной сути бардовской песни, столь выгодно отличающей её от других музыкальных направлений и потому имеющей на тот момент миллионы поклонников. Ребята, просил он, ваши песни должны будить воображение, быть актуальными, оппозиционными, неожиданными!

Ничего подобного я давно уже не слышу на фестивалях. За редким исключением могу прогнозировать практически весь бардовский репертуар заранее. Зубоскальство на уровне уборщицы или милиционера (министров, а тем более президента не трогают – это опасно), трафаретная лирика, и без того обильно тиражируемая эстрадой, увлечение религией, активно поощряемое режимом, да перепевы столичных рок-групп – вот и всё...

И если я до сих пор бываю на бардовских форумах, то единственно потому, что с детства люблю этот жанр, сам работаю в нём и пытаюсь встретить на бардовских слетах людей, которые бы меня приятно удивили.

 

Бобошко Александр, поэт, автор-исполнитель, г. Благовещенск

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024