В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

30.11.2013
Материал относится к разделам:
  - Конференции научные (обсуждения, предложения)
Авторы: 
Орловский С.П.

Источник:
рукопись автора
 

Обзор конференции "Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?". Часть 3

Порядок появления обзорного комментария материалов конференции появляется согласно появлению новых аудио и видеозаписей на сайте www.bards.ru. Управлять этим процессом мы не можем. Наш план прост – сначала дать множество кратких комментированных описаний материалов конференции, а потом взглянуть на всё изложенное в целом, дать интегральную оценку произошедшего.

Если в докладе встречаются замечания к конкретным персонам, то мы считаем себя вправе не писать об этом, относя такие случаи к личным делам авторов докладов.

Хренов Н.А. (заместитель директора Государственного института искусствознания, доктор философских наук, профессор). Тема "Вступительное слово к конференции". Николай Андреевич честно признался, что институт никогда серьёзно и фундаментально не занимался темой "Авторская песня", считая её не очень значимой[1] и даже маргинальной[2] для русской культуры вообще. Только один из сотрудников Левин Л.И.[3] уделил этой теме свои усилия учёного. Сегодня институт повернулся к этой теме лицом и хочет "прощупать" её дно, пригласив в коммуникационный круг "Конференция" различных заинтересованных активистов от науки и практики.

Выступающий отметил, что читая темы докладов и сообщений в программе конференции, он особенно отметил для себя тему Курилова Д.Н. о карнавальной культуре в балладах Высоцкого и Галича. Интересно и то, что Курилов Д.Н. не только ученый, но еще и действующий бард. Далее Хренов Н.А. высказал суждения, обозначая несколько увиденных им проблем[4] темы "Авторская песня". Вот большая часть из них:

•Как возникает эпоха, когда бардовская песня вторгается в центр общественной жизни и соответственно в сферу, где ранее пребывало только профессиональное искусство? Это процесс преодоления границ между сферой художественного искусства и сферой самодеятельное песнетворчество – не искусства, творчества любителей.

•Как творчество выдающихся художников зависит[5] от их питающей среды? Возникло много самодеятельных авторов песен, создавших питающую среду для появления выдающегося мастера Высоцкого В.С.

•Процессы, аналогичные взрыву авторской песни в 20 веке, были и раньше. Можно предположить, что эти процессы имеют признак оттепелей и распадов имперских комплексов, которых немало в русской истории. Надо проявить такие процессы. Тогда барды предстанут перед нами как некий периодически[6] возникающий в истории процесс.

•Можно предложить рассмотреть феномен "Авторской песни" мультидисциплинарно, с точки зрения различных наук, например таких как: история искусства, социология, культурология, социальная психология.

Докладчик пообещал, что материалы конференции будут обязательно официально изданы, сославшись на то, что его слово здесь основное т.к. именно он отвечает за издание материалов конференций института.

Фрумкин В.А.[7] (США, г. Вашингтон, музыковед). Тема "Поздравление участникам конференции". Много лет назад энтузиасты песни собирались[8] на лесной поляне, чтобы поговорить о сущности нашей песни, принципах её анализа, о путях и организационных формах её развития. Кое-что мы тогда выяснили[9], что-то оставили на потом[10].

Сегодня вы собрались не на лесной поляне, а уже в стенах Государственного института искусствознания. И это само по себе символично и говорит о том, что тема "Авторская песня" сейчас находится не только[11] в сфере действия филологии, но и попадает в сферу действия большого искусствознания.

Я обращаюсь к вам не только из другого географического пояса, но и из другой эпохи. Я давно наблюдаю за событиями со стороны – с берегов Атлантики. Не могу считать себя полноценным участником вашей конференции. В цепочке "вчера-сегодня-завтра" я могу достоверно судить только о первом элементе "вчера", о классической поре[12] песни – песне 60-70 годов. Джерри Смит, британский славист, назвал эту песню "гитарной поэзией"[13], считая её неофициальной[14] культурой – второй[15] культурой советской России, считая первой официальную культуру. Такая песня была желанным глотком свободы и искренности, уходом от мелодических штампов. Известный французский славист Мишель Акутюрье задал мне вопрос: "Если исчезнет в России цензура, не исчезнет ли свободная песня?". И я ответил, что гитарная песня во Франции существует в среде значительно больших свобод, чем в тогдашнем СССР. Такая песня во Франции находится в оппозиции[16] к массовой культуре, это её важный признак.

Летом 2007 года, под Барселоной, мне удалось услышать много песен современных советских бардов. Новые авторы порадовали меня отличным владением гитары, музыкальностью, исполнительской свободой. Однако, в литературном отношении эти песни, в своём большинстве, оказались значительно слабее[17] песен 60-70 годов. Особенно разительным был контраст, когда на сцене выступали старые авторы песен: Ю. Ким, А. Городницкий, В. Луферов, С. и Т. Никитины. Мне показалось[18], что песни новых авторов очень напоминают эстраду и не очень противостоят поп-культуре (массовой песне).

Я очень надеюсь, что эта конференция поможет мне понять процессы, происходящие в современной авторской песне, возможно, развеет некоторые из моих тревог и сомнений о будущем[19] песни.

Станев Васил (Болгария, г.Добрич, поэт, переводчик). Тема "Русская авторская песня 20 века – взгляд со стороны". Основой для комментированного изложения является текст доклада.

Особенности перевода на болгарский язык". Ещё в школьные годы (1972 г.) Станев впервые услышал песни Высоцкого и Окуджавы. Старшая сестра, студентка юрфака в Софии, приезжала на каникулы, играла на гитаре и пела русские песни – Высоцкого, и Окуджаву, русские романсы и блатные песни (Мурка, Цыпленок жареный), студенческие песни и всякое другое. В кругу болгарских студентов в Софии, именно на юрфаке, были тогда популярны русские песни, но не официальные, вроде "Катюши" или "Широка страна моя родная", а – подпольные и даже блатные. Мне эти песни, как говорится, запали в душу. Тогда, конечно, я не знал, что в 1978 году поеду учиться в СССР, во Львов, и близко познакомлюсь с русской песней, интерес к которой не ослабевает уже более 40 лет.

У меня свой собственный взгляд[20] на феномен мировой культуры "Русская бардовская песня"[21]. Этот взгляд опирается на мой список русских бардов 20 века. Он построен, исходя из особенностей моего опыта перевода[22] текстов песен на болгарский язык. При этом, я считаю, что предрасположенность песни к переводу на другие языки, в частности на болгарский язык, есть важным мерилом её известности в мире. Наличие культурных эквивалентов есть важной цепочкой связи разных культур народов мира.

Владимир Высоцкий – это "Солнце" моего списка[23], а далее, по порядку[24], идут 9 его "планет": Юз Алешковский, Михаил Анчаров, Александр Галич, Булат Окуджава, Юрий Кукин, Вера Матвеева, Жанна Дудукалова[25], Владимир Шандриков[26]и Леонид Семаков.

Беленький Л.П. (г. Москва, организатор фестивалей, составитель сборников песен, соискатель ученой степени). Тема "На подступах к теории авторской песни". Основой для комментированного изложения является текст доклада.

Докладчик начал с того, что выложил на стол сознания слушателей утверждение: "Песня представляет собой открытую систему, обладающую известными свойствами систем, такими как: многогранность, многофункциональность, неоднозначность". Предложил посмотреть на песню как на исследовательскую мишень, схваченную потоком классификационных схем.

Отметив, что феномен "Авторская песня" многогранен и полидисциплинарен, докладчик перечислил различные виды исследовательских подходов, уже применяемых[27] в сегменте современной науки "Наука об авторской песне", а именно: философский, музыковедческий, литературоведческий, фольклористический, педагогический, психологический, социологический. Ни один из отмеченных подходов не изучает авторскую песню как целое. Поэтому докладчик и предлагает новый интегрально-культурологический подход[28], соединяющий в единое целое концептуальные находки и решения исследователей из разных дисциплин науки, включая мнения об этом виде художественного творчества[29] самих авторов, журналистов и организаторов концертов, конкурсов и фестивалей.

Далее было предложено познакомиться с плоской стартовой иерархически организованной (3 уровня) общей схемой исследовательской мишени "Авторская песня". Такая схема[30] предстала в виде соединенности трех блоков: "Среда бытования авторской песни", "Общая структура объекта исследования" авторской песни" и "Классификационные признаки". По этой схеме выходит, что "Авторская песня" – это некое общее название некого песенного поля, в которое входят три песенных типа: туристская, студенческая, самодеятельная. Хотя создателем её является бард[31]. Конечно, докладчик спешит оговориться, что это не итоговая, а только начальная схема – стартовая схема будущей[32] исследовательской работы.

Закончив с первой схемой, докладчик предложил ещё одну схему "Место авторской песни в многослойной художественной культуре". Художественная культура здесь представлена из трёх равноправных элементов: учено-артистическая (профессиональная), третья (срединная или "вольная культура"[33]), народная (фольклор). Элемент "третья культура"[34] содержит внутри[35] себя или даже есть областью того, что называется "Авторская песня".

И снова схема, теперь уже "Место авторской песни в общей классификации искусств". Схема говорит, что существуют три группы искусств: простые (односоставные, песня здесь – литературное произведение), синтетические (песня здесь – это эстрадная песня, романс и др.), синкретические[36] (песня здесь – авторская песня).

И опять схема "Структура феномена "авторская песня" в категориях Культура и Искусство". Кроме уже сказанного об авторской песне, здесь можно увидеть, что исполнение такой песни опирается на "пластику" и "авторскую интонационную систему", которая манифестирует себя как "исполнительская" и "личностная" [37].

Далее докладчик сообщает, что в авторской песне можно выявить жанровую типологию, элементы которой схожи с теми, что известны в художественной литературе и в других формах письменного слова: журналистике, публицистике, эпистолярном жанре и пр. Называет некоторые из них [38]: верлибр, рассказ, очерк, басня, новелла, драма, поэма, сатира, комедия, пьеса, анекдот, баллада, сонет, письмо, фельетон, пародия, реквием, репортаж, исповедь, монолог, диалог, эпиграмма, притча, пейзажная зарисовка, размышление, воспоминание.

Авторская песня использует и такой уровень языка как "словесность" (высокий стиль). Авторская песня не исключает понимание себя как "поющейся словесности"[39].

Жанровую типологию авторской песни можно рассматривать не только со стороны "слова", но и от "напева"[40], понимаемого как звучание от простого речитатива до симфонического звука и имеющее самые разные музыкальные размеры, ритмы, сочетание тональностей, средства музыкальной выразительности. Авторская песня может быть представлена как художественный сложный речевой жанр в форме музыкального словесного высказывания как неделимого целого. И здесь докладчик снова обращает наше внимание на очередную свою схему[41] "Возможные формы представления авторской песни", в которой он зафиксировал предыдущее свое высказывание.

Докладчик завершил свой доклад[42] двумя выводами, а именно:

•Авторская песня – носитель живого образного русского языка, облеченного в доступную для восприятия музыкально-интонационную форму.

•Значимость авторской песни как особого искусства – не в том, что это поэзия, не в том, что это музыка, и не в актерско-исполнительском мастерстве[43]. Она в единении живого образного русского слова с природным[44] певческим человеческим голосом, бесконечно разнообразным и индивидуально неповторимым, как отпечатки пальцев[45].

 


 

1. Надо заметить, что науке вообще легче изучать труп, чем нечто живое. То есть, чтобы стать объектом науки феномен должен перейти из разряда "живой" в разряд "мертвый". Оттого и классик искусства есть признаком уже обязательно умершего человека. Живая песня, поэтому, не может стать объектом науки. Должно пройти достаточно длительное время, чтобы можно было её изучать научным образом как объект искусства?!

2. Есть такой анекдот: "Кто такой ученый? – Тот, кто не видит у себя под носом, а смотрит далеко вперед или назад".

3. Левин Л.И. автор статьи "Авторская песня" в Википедии, а также в энциклопедии "Эстрада в России. ХХ век" (М.: "Олма-Пресс", 2004.).

4. Поразительно то, что Хренов ничего не сказал о таком важнейшем элементе любого иссле-довательского процесса как "исследовательский подход". Как будто проблема выбора такого подхода уже известная науке. Но ведь у науки и песенной практики разные подходы. Потому и нет связи между практикой авторской песни и наукой(уже примерно 53 диссертации, разве мало) о ней. Кроме того, докладчик ничего не вспомнил о свежих современных нападках на авторскую песню. Например, телепередачу "Бардовская песня сегодня нужна только бардам" (11 марта 2010 г.), где наша песня была представленная как очень удобная песня "на природе с друзьями и под водочку". Вряд ли конференция может обойти молчанием такую культурную оценку бардовской песни. Также странно ,что ничего не сказано о такой фазе конференции как "Резолюция". Ведь доклады и сообщения – это только процесс, а не результат. А Резолюция есть квинтэссенцией всего произошедшего, его интегрально-сжатым выражением. Как можно о таком не сказать?

5. Да так же как и появление одного гроссмейстера. Шахматная статистика показывает, что искомое соотношение имеет вид 1 : 10000(один гроссмейстер на 10000 играющих в шахматы). Что же тут удивительного? Такова статистика гениальности – один на много проб. Но ведь Окуджава Б. появился не благодаря питающей среде, а – вопреки её существования.

6. А как же может то, что периодически возрождается в истории культуры быть только самодея-тельностью? Вполне можно предположить, что здесь замешан непроявленный наукой новый слой культуры "Авторская культура" – слой, к которому принадлежит любой самостоятельный творец. А раз есть такой слой, то есть и песня из этого слоя – песня, укорененная в "Авторской культуре песни". Таким образом, в культуре мы имеем три базовых слоя: профессиональная культура, авторская культура, фольклорно-народная культура! Недаром известный бард Дудов А.А. все время и непременно обращался к понятию "вольная культура", когда его просили рассказать о его взгляде на сущность бардовской песни в русской культуре 20 века.

7. Владимир Аронович Фрумкин (р. в 1929 году) – музыковед, журналист, эссеист. Закончил теоретико-композиторский факультет и аспирантуру Ленинградской консерватории, в 1957 году был принят в Союз советских композиторов. В начале 60-х годов 20 века стал заниматься исследованием песен русских бардов, С 1965 года стал вести концерты знаменитого песенного клуба "Восток"(г.Ленинград). Активный участник первой конференции по проблемам самодеятельной песни(1967 г., Петушки). Глубоко интересовался творчеством Б. Окуджавы. В 1974 году эмигрировал в США, где опубликовал два сборника песен Б. Окуджавы, изданных дважды (1980 и 1986 гг.). Преподавал в Оберлинском колледже (штат Огайо), в Русской Летней Школе при Норвичском университете (штат Вермонт). С 1988 до 2006 года – сотрудник русской службы "Голоса Америки" в Вашингтоне. В 2005 году в Нижнем Новгороде вышла его книга "Певцы и вожди".

8. Да собирались в 1967 г. в подмосковном лесхозе Петушки, на первую конференцию о пробле-мах песни КСП.

9. Например, песня КСП получила название "самодеятельная песня".

10. Например, проблема песенной синкретики, которая была сформулирована Фрумкиным В.

11. К сожалению Фрумкин В. совершенно не в курсе теоретических рукописей КСП, где мульти-дисциплинарность сферы песни КСП не в диковинку.

12. К сожалению Фрумкину В. неизвестна точная хронология этой классической поры, также как ни разу он сказал о таких понятиях как представительское множество песен, референтное множество песен, учебное множество песен, аутентичность авторской песни.

13. Делать такие ссылки значить быть согласным назвать песню КСП "гитарной поэзией". Но, неужели Фрумкин не слыхал у им же горячо любимого С.Никитина акапельных песен(Ходит Иван, А государь). Там нет гитары, звучит только голос человека. Например, в современной Европе понятие "гитарная поэзия" означает звучание поэзии на фоне весьма техничной гитар-ной музыки.

14. Барды – это носители свободного внутреннего человека, потока свободного саморазвития индивидуальности. Если такая свобода ограничивается внешним давлением, то возникает протест. При этом, это далеко не всегда происходит в русле политической борьбы. Например, среди известных бардов русской культуры 20 века только четыре человека( Старчик П., Ким Ю., Галич А. и Туриянский В.) были близки движению правозащитников в бывшем СССР. Значи-тельно большее количество бардов попало в поле деятельности КГБ по другим причинам, например по линии "профилактика возможной политической неблагонадежности". Мы настаиваем на точке зрения, что политическая борьба не была главной линией бардов русской культуры 20 века.

15. Барды – носители нового слоя культуры "Авторская культура", равноправного уже известным двум её слоям: профессиональная и фольклорно-народная.

16. Оппозиция к массовой культуре есть вторичным признаком песен бардов. Первичным признаком есть принадлежность к потоку неостановленного саморазвития человека. Вторичные же признаки возникают автоматически как противоречие между саморазвитием и развлека-тельностью. Как говорили в кулуарах Грушинского слёта: "Массы любят простоту и сек-суальный накал, подогретый вином. Нет этого и масса протестует".

17. А разве Фрумкин В. не знает, что с главной сцены фестивалей давно уже не поют главных по аутентике песен. Особенно в Барселоне, куда съехались просто отдохнуть. При этом приехали те, у кого есть деньги туда доехать. А деньги и истина далеко не всегда вместе, особенно в современных условиях России. А чтобы рассуждать о том, что хочет узнать Фрумкин В. надо изучить авторскую песню как множество из примерно 18000 песен от 250 авторов. Не только авторов(Б.Окуджаву, В.Высоцкого, А.Городницкого, Ю.Кима, С.Никитина, Н.Матвееву, А.Дулова, Е.Клячкина), которых упоминает Фрумкин, но и десятки и сотни других авторов. Песенные фестивали авторской песни давно, уже лет 30, как ушли из сферы теоретиков песни.

18. Это кажется не только Фрумкину. Такие суждения достаточно поверхностны для теоретика и говорят о большой отстранённости говорящего от сфер практики песен. Он приходит туда и ищет там, где уже давно ничего нет для пытливого исследователя. Ведь был же феномен "Второй канал", был развал Грушинского на две части, был уход от фестивалей в квартирники, был уход в семинары и авторские мастерские и др. Песенный многогранник нужно сегодня как сказочную избушку бабы яги просить: "Повернись ко мне передом, а не задом"!

19. Чтобы не говорили, но уже создан культурный контейнер из 18000 песен от 250 авторов, который несет в себе признаки нового слоя песенной культуры "Авторская культура песен русской культуры 20 века". Жаль, что Смитсоновский фонд-институт(США) ничего не подозревает о таком контейнере и наши соотечественники в США не способствуют здесь прояснению ситуации благоприятной для авторской песни, ждут вестей от российских конференций. Наде-ятся можно только на самостоятельную деятельность осведомленных лиц, вступающих в осознанную и специально организованную коммуникацию. Вершиной здесь представляется модель игры в знания – модель игротехники от Г.П.Щедровицкого.

20. Никто был не против, если бы докладчик предложил свой взгляд на исконно болгарскую авторскую песню, назвал бы значимых авторов и исполнителей песни, перевёл бы парочку песен с болгарского языка на русский. Это был бы конкретный вклад в энциклопедический ряд "Авторская песня народов мира", в подраздел "Авторская песня Болгарии".

21. Это просто лесть организаторам конференции, а не результат теоретического анализа песенного феномена. Надо вообще заметить, что выступление докладчика было весьма сумбурным и вряд ли может считаться соответствующим уровню "научная конференция". Докладчик ни разу не сослался ни на одну из научных статей, коих немало, посвященных переводу песен, в том числе и авторских, с русского на другие языки. Кроме того, мы убрали нападки докладчика на Нателлу Болтянскую и нравоучения в сторону русских любителей песен бардов.

22. Об этом процессе было много сказано докладчиком и приведены примеры. Но это все, воз-можно, интересно только для специалистов переводчиков. Культурные обобщения не достигали уже известной здесь высоты. Любой исполнитель песен скажет вам, что есть разница между "перевод" и "поющийся перевод". Переводов песен бардов немало, но вот поющихся пере-водов – единицы. Весьма интересны переводы на специально созданный интернациональный язык Эсперанто. Например, автор комментария предпочитает петь песни бардов на эсперанто, если нет возможности петь их на родном языке, это проверено в позиции "уличный певец". Можно порекомендовать докладчику почитать диссертацию: Раевская М.А. Восприятие поэзии В.С. Высоцкого в Болгарии: переводы и критика (1972-2009).(Дис. канд.филол.наук. Кафедра литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009).

23. Никому не запрещается иметь собственное мнение, но в данном случае оно опирается на сильно усеченное представление о песенном феномене "Русская авторская песня".

24. Почему докладчик употребил слово "порядок"? Означает ли это "иерархический порядок" или какой-то другой порядок? – Осталось непонятно.

25. А почему мы должны знать этого автора песен? У нас много других хороших и разных. Скорее автор доклада должен был признаться в своей неосведомленности. Пусть сравнит творчество Жанны Дудукаловой с творчеством чтимого у нас автора песен Любы Захарченко, которую даже некоторые любители песен прозвали "Высоцкий в юбке", по аналогии с прозвищем "Окуджава в юбке" для вероники Долиной.

26. В своем произволе выбора автор докатился таки до шансона. Хотя нам нечего удивляться, когда в ученой докторской диссертации Ничипорова И. к кругу авторской песни причислены и песни Талькова И.

27. Мы дополним, что речь идет о множестве из примерно 53 диссертаций, большинство из которых выполнены в странах СНГ.

28. Однако определения данный подход в докладе не получил.

29. Докладчик назвал авторскую песню видом художественного творчества. Но первичный ли это признак такой песни? – Наше мнение, что такой признак вторичен. А значит докладчик не добрался до первичного признака. И даже не поставил вопроса об уровне эксплуатируемого им признака.

30. Надо сказать, что схема как методологический инструментарий исследователя всегда содержит её автора. Из показанной схемы такая позиция явно не считывается, а жаль. Это означает, что схема опирается на методологическую путаницу в представлениях её автора. Геометрия есть, а новизны взгляда или смысла нет.

31. Почему же тогда песня не носит естественного названия "бардовская"?

32. Вряд ли такую работы можно назвать перспективной и ожидать от её проведения оригинальную научную новизну уровня "Синтез целого". Для нормальной науки характерны рефлексивные скачки, а уровень приведенной схемы не выводит на такие скачки, а только упорядочивает один и то же уровень рассмотрения. Докладчику надо было бы задуматься об уровне своей методологической подготовки и её соответствия выбранной теме исследования. Это также касается и научного руководителя работ докладчика.

33. Это название принадлежит А.Дулову. Мы же называем этот элемент "Авторская культура песни". Не жанр, не субкультура, а – равноправный слой культуры вообще.

34. Этот элемент сегодня не узаконен как существующий и равноправный слой культуры. Хотя о нём активно говорят, начиная с начала 20 века в таких направлениях искусства как живопись и джазовая музыка. Теперь и авторская песня здесь. Случайно ли это?

35. Вряд ли с такой схемой можно согласиться, так как не существует резких границ между слоями культуры. Собственно потому и обратили внимание на бардовскую песню, потому что у неё есть немало выдающихся достижений, проникающих как в слой профессиональной культуры, так и народной. Известный бард О.Митяев написал немало своих песен в авторской культуре песен, а теперь исполняет их с профессиональной сцены, уйдя в профессиональную культуру и заслужив звание "Народный артист России".

36. Понятие "Синкретическое" означает нераздельное восприятие целого, относящееся к определенному историческому времени развития человека как вида. В системном анализе это очень близко к понятию "Эмерджетность", когда составное целое приобретает нечто новое по сравнению со свойствами его элементов. Песенная синкретика песен Б.Окуджавы состоит в том, что песенные элементы, собранные непрофессионалом несут в себе силу влияния наравне с песнями от профи. Однако, можно подозревать разность песенной синкретики у Б.Окуджавы, М.Анчарова, В. Высоцкого В., А.Галича? Нераздельность восприятия целого везде есть, но вот одна ли это и таже синкретичность? Современная синкретичность есть возрат давнее историческое время человека или что-то другое? Может речь вообще идёт о неком спиральном витке синкретичности? – Вопросы, требующие прояснения со стороны докладчика. Здесь мы как бы оказываем ему методологическую помощь, укладывая нашими вопросами дальнейшую дорожку пытливому исследователю.

37. Надо вообще сказать, что хороший вопрос для любой теоретической модели песни: "А что это дает для исполнителя песни?". Видно докладчик не задавался тотальностью такого вопроса. Потому, что тогда бы главной мишень стал бы исполнитель песни, а не песня. А исследовательский подход неминуемо бы превратился бы из интегрально-культурологического в деятельностный. Главной мишень была бы деятельность исполнителя песни. Тогда бы и теория имела возврат в практику, а активный носитель песни (её исполнитель), был бы кровно заинтересован в теоретических моделях деятельности, выводящей на множество "аутентичная песня". Теоретическая умозрительность создавала бы "ключики" к такому множеству и "маршруты" внутри него.

38. Это перечисление заимствовано докладчиков из обзора уже выполненных диссертационных работ в сегменте "Академическая наука об авторской песне".

39. Ярким примером поющейся словесности есть стих Ю.Кима "Капнист пиесу накатал громадного размеру".

40. Непонятно что имеет в виду докладчик. Может быть, языково неявный напев чукчи?

41. И снова наш всегдашний вопрос: " А что с этого будет исполнителю песни?". Схем можно нарисовать много, а научный ход требует скачков рефлексии – многоуровневых и объемных, а не плоских схем. Нужно схватить и показать одновременное движение в трёх слоях понимания: языковое, культурное, метакультурное. Нужно окунуть слой в слой и понять что получается, научиться это разделять хотя бы в мышлении. Именно это и называется методологическим ходом познающей мыследеятельности. Не схема ведет мышление, а – мышление схему. Схема только способ фиксации или способ удержания познающего внимания.

42. У нас осталось впечатление некой информационной свалки, а не пути к прояснению проблемы.

43. Надо было сказать короче и яснее, что главная значимость авторской песни заключена в её синкретичности, алхимическом растворении автора в её песенных элементах.

44. Что же такое природный голос человека? В нашем представлении это – натуральный голос, не поставленный на звучание пустот тела, а – звук, извлекаемый всем телом. Но, об этом докладчик ничего не говорил.

45. Странное образное сравнение. А кто сравнивал два разнообразия: голоса и пальцевых рисунков? Нужно быть осторожнее в своих высказываниях.

 

Орловский С.П., 29.11.2013, кардинальный теоретик песни из Нюрнберга

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024