В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

30.11.2013
Материал относится к разделам:
  - Конференции научные (обсуждения, предложения)
Авторы: 
Орловский С.П.

Источник:
рукопись автора
 

Обзор конференции " Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?". Часть 1

В г. Москва, 19-21 ноября 2013 г., прошла конференция "Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?". Главным её организатором выступил Государственный институт искусствознания, он же предоставил и место для проведения конференции – библиотеку, оборудованную микрофонами и каналом прямой видеотрансляции через интернет.

В анонсе конференции, который появился в интернет примерно за два месяца до события, было объявлено, что конференция предполагает рассмотреть "самый широкий круг вопросов, связанных с теорией, историей и перспективами развития авторской песни, а также состоянием науки об этом феномене отечественной культуры". К обсуждению предлагалось 8 тематических направлений, а именно: 1 – О природе авторской песни, ее месте в отечественной и мировой культуре, ее роли в формировании личности; 2 – История и перспективы развития авторской песни; 3 – Творчество наиболее ярких представителей АП; 4 – Сообщества любителей авторской песни, их история, организационные формы и динамика развития (КСП, слеты, фестивали, конкурсы и т.п.); 5 – Роль авторской песни в самоидентификации русскоговорящих сообществ за рубежом; 6 – Методологические проблемы изучения авторской песни; 7 – Проблемы преподавания и пропаганды авторской песни; 8 – Проблемы собирания, сохранения, архивации, расшифровки и публикации авторской песни. Заметим сразу, что организаторы не особенно придерживались своего анонса, а исходили из того, что есть желаемое(целевая структура организатора) и реальное(конкретные заявки участников).

Бросалось в глаза и настораживало то, что конференция не предполагала работать по секциям и регламент времени доклада(20 минут) практически был уравнен с регламентом времени для сообщения(15 минут). То есть, конференцию заведомо свели к уровню "Обмен опытом и воспоминаниями"[1]. Практика конференций, акцентированных на уровне "Проблема" имеет совершенно другое соотношение регламентов: доклад – 30 минут, сообщение – 5 минут. Мы не случайно подчеркиваем этот момент, потому что в предварительных переговорах внутри кругов практиков "Авторская песня" мелькало название "Петушки-2". Будущая конференция представлялась как вторая конференция по проблемам песни, после давней конференции "Петушки-1" в 1967 г.

Конференция "Петушки-1" много тем, связанных с нашей песней, но сформулировала только две проблемы, а именно:

Проблема названия нашей песни. В решении конференции было записано, что нашу песню нужно именовать как "Самодеятельная песня" – песня, сделанная любителем на основе самостоятельной деятельности.

Проблема теоретического взгляда на нашу песню. Наша песня обладает феноменом "единства простых элементов" (синкретикой). Этот феномен необходимо изучать, но не раздельно (текст, музыка, исполнение), а как песенное целое[2].

Сколько же проблем авторской песни и путей их преодоления выявила новая конференция? – Вот основной вопрос нашего обзора материалов конференции и её итогов. Доклады и сообщения, в которых нет проблематизации будут нами только упомянуты, но не рассмотрены. Темы сделанных докладов и сообщений берутся нами "на панер"[3]и как бы "выжимаются" на проблемное содержание и теоретическое схватывание песенной темы. Содержание докладов взято на основе аудиозаписей, выставленных для свободного использования на сайте www.bards.ru. На 24 ноября 2013 года выставлены первые 12 аудиозаписей, пять из которых привлекли наше внимание и образуют первую часть нашего обзора материалов конференции.

Мы использует позицию комментатора, пересказывая информацию своим словами и регулируя глубину комментирования по всему спектру уже известной нам информации, связанной с теоретическим отражением песни.

Aльтшулер Л. Ю.[4](г. Тула, 1952 г.р., исполнитель и автор песен). Тема "Что делать с текстом на бумаге, и правильный октант". Обозначил проблему[5] отбора подлинных авторских песен и предложил путь её возможного решения. Такая проблема возникает у исполнителя песен при выборе песен для публичного выступления. Она же есть и у членов жюри различных фестивалей авторской песни и клубных организаторов. Хороший практический результат здесь – это ответ на вопрос: "Есть ли песня поэтической песней, охваченной правильным октантом?". Носитель поэтической песни на своем знамени несет призыв: я много читал хорошей русской литературы, я склонен к коммуникации и имею хороший вкусовой слух.

Поэтическая песня. У текста есть интонационно-слуховое впечатление, которое существенно украшает текст, добавляя ему немалую эстетическую ценность. Семантика восприятия существенно зависит от интонационной составляющей голосового воспроизведения текста. Интонационное высказывание семантически богато. В озвучивании текста есть свои вершины, например: театрально-актерские, поэтические. Использование таких вершин в песне приводит к появлению феномена "Поэтическая песня". Её основа трёхэлементна: текст как литературное наследие, музыкальный лад, песенно-интонационное высказывание (главная основа). Получим таблицу, где клетки — это сочетания элементов друг с другом.

 

 

Правильный октант. Оценку можно производить в специальном пространстве из трёх осей: сочувствие-эгоизм, созидание-разрушение, стремление к высокому – пошлость. Октант – это часть отмеченного пространства. Правильность такого октанта это есть мера его позитивной культурности.

Каримов И.М. (г. Москва, 1944 г.р., организатор и архивист, председатель Совета учредителей городского Центра авторской песни). Тема "КСП: вчера, сегодня. Завтра?". Обозначил проблему "Событийная хронология КСП и современная авторская песня"[6]. Песня КСП[7] – это самодеятельная песня[8]. Как только системы КСП не стало, так и песня стала не та. Это произошло[9] примерно в 1986 году. Посещаемость публичных выступлений самодеятельной песни резко упала. Каримов написал и издал две книги об истории КСП и песни, где указал подробную событийную хронологию песенных мероприятий КСП (концерты, фестивали, слеты), а также представил фото[10], значимых по его мнению авторов песен. Упомянул важный исторически-летописный источник событий КСП – настенная газета "Менестрель".

Романова В.М. (г. Москва, ЦАП, 1956 г.р., архивист, составитель и редактор сборников авторской песни). Тема "Песенный текст: конфликт стихов и песни как целого". Представлена проблема опубликования авторской песни. Многие считают, что это песни, где текст есть высокой поэзией. Однако, так ли это? Насколько здесь близки песенная и поэтическая форма подачи текста песни? Разбитие на слоги, повторение припевов, сокращённое использование первоисточника, дополнение первоисточника междометиями, дополнение первоисточника своими строкам и др. Например, песни А. Дулова "Баллада о неандертальском Прометее" и "Размытый путь". Здесь обозначает себя проблема "Составное авторство". Кого указывать как автора песни в этом случае? – Автору песенной речи надо дать презумпцию невиновности. Возникает понятие "Автор песенной речи, записанной на бумагу".

Трубецкой П.А. (г. Москва, 1958 г.р., руководитель Архивной службы авторской песни). Тема "Современные проблемы сохранения авторской песни и особенности архивной работы". Представлена проблема "Архив авторской песни". Не секрет, что ранее и сегодня то, что мы называем исторический след феномена "Авторская песня" документируется на добровольных и индиви-дуальных началах, разрозненно и самобытно. Архив – это подвиг сотен архивистов, живых и уже умерших. Благодаря усилиям Архивной службы уда-лось перенять боле 200 частных коллекций: рукописи, магнитофонные записи, фото и многое другое. В процессе разбора и оцифровки этих коллекций начались проявляться особенности культуры самоорганизации их хозяев. Явно обнаруживает себя проблемы точного указания: дата, автор песни, исполнитель песни. Много магнитофонных записей представлено на магнитофонных лентах, которые устарели и плохо читаются. Процесс работы с коллекциями очень трудоёмкий. Песенными потоками наполнен современный интернет. Названы несколько примеров архивов, принятых на хранение Службой АП: Г. Лепского, В. Ланцберга, В. Луферова, Вл. Бережкова, Т. Визбор, А. Загота, М. Кусургашева, Н. Крупп, М. Баранова[11], И. Акименко, Московских окон, катушечный архив ЦАП г.Москва, С. Чеснокова, Н. Курчева, А. Яшунской, Ю. Андреева и др. Есть доступ[12] к уже оцифрованным документам.

Чебоксарова Л.О. (г. Москва, театровед, певица, профессиональный исполнитель авторской песни, участник проекта "Песни Нашего Века"). Тема "Продюсерские проекты в жанре бардовской песни". "Рыночная авторская песня" – это веяние современности, не есть проблемой песенного творчества по сути. Профессиональный сочинитель и исполнитель, вышедший на сцену, есть профессионал, пытающийся жить по правилам рынка. Жить, продавая своё песенное исполнительство.

Проект "Песни нашего века"[13] придумал Г.Л.Васильев. Известные бардовские песни поют известные барды. Чебоксарова рассказала о жизни проекта. К каждой песне[14] предъявлялись требования[15]: стаж популярности (пелась в компаниях не менее, а лучше более 20 лет); не отстала от времени по своему общечеловеческому содержанию; пробуждала желание подпеть; легко пелась хором; имела простую мелодию; не надоедала при многократном прослушивании; была бардовской по духу. Коллектив привлеченных к проекту бардов проекта назвал примерно 200 песен, которые вроде бы отвечали требованиям к песням, выдвинутым Г.Васильевым. Шел 1997 год, были сделаны опросные листы и проведен опрос общественного мнения среди широких слое населения (в народе, а не среди своих кспешников). По результатам такого опроса из 200 песен осталось только 20. Только песня "Параход" (Берковский, Никитин) была включена в состав песен проекта волевым выбором продюсера проекта Г.Л.Васильевым. По поводу всяких музыкальных украшательств было принято жесткое правило не нарушения аутентичности первоисточника – минимум дополнительного многоголосия и инструментальной аранжировки. Подробно выстраивалась драматургия песни, исключающая непредвиденную импровизацию. Проект вывел впервые бардовскую песню на официальный уровень.

Проект "Песни нашего века"[16] существует уже 15 лет, вышло 9 дисков. Под управлением Г. Васильева вышел только первый диск.

 

Резюме

 

Обзор первых материалов конференции позволил выделить 5 проблем темы "Авторская песня", а именно:

•Отбор подлинных(аутентичных) авторских песен. Что есть аутентичная авторская песня?

•Событийная хронология КСП и современная авторская песня. Что есть хронология песни?

•Составное авторство песни. Кто есть автором песни?

•Архив авторской песни. Что есть организация песенного архива?

•Авторская песня и её рыночное продюсирование. Что значит продавать свое песенное творчество?

Исследование содержания проблем и путей их решения продолжается энтузиастами от любителей песни. Появились примеры такой деятельности на профессиональной основе – проблемы 3, 4 и 5.

 


 

1. Такими конференциями была богата жизнь школьных педагогов, который раз в году, перед первым сентября, собирались на свои встречи, где они, в свободном формате, изливали душу перед коллегами, отдохнувшими перед новым учебным годом. Заряжались так сказать теат-ральностью своего публичного выступления.

2. Такую планку для теоретиков песни задал музыковед В.А.Фрумкин.

3. Тем, кто плавал в море, это выражение известно как раскачивание телом корабля того, что подвешено на тросе, соединяющим корабль и тело, лежащее на морском дне.

4. Альтшулер Л.Ю. известен в кругу теоретиков авторской песни как автор определения: "Ав-торская песня есть поэтическая песня, данная нам в восприятии как музыкальное инто-нирование русской поэтической речи". Формулировка наша, на основе разных статей Леонида Юрьевича в интернет: "Поэтическая песня: границы жанра" и др.

5. Это проблему правильней было бы назвать "Проблема аутентичности авторской песни".

6. Это наша формулировка. Надо вообще заметить, что Каримов И.М. никогда не был замечен в кругах теоретиков песни из-за того, что не мог справиться с объемами того фактического материала, которым он располагал. Кроме событийной хронологии КСП есть ещё и смысловая хронология, которая Игорем Михайловичем никогда не достигалась. Его уровень – это уровень практика от организации КСП, фестивалей и слетов. Такая практика – это реалия бытования песни в обществе, но не сама песня по сути.

7. КСП – это сокращение от названия "Клуб самодеятельной песни".

8. Спорное утверждение. В нашем понимании: "Песни КСП – это триединство(самодеятельная, бардовская, авторская-1). Ушло единство, ушла и старая песня КСП. Новая песня – это песня разъятого триединства. Сегодня действует феномен "Авторская песня-2".

9. Если бы Каримов построил событийный график не по мероприятиям КСП, а по датам появления песен, то он получил бы другую дату – 1979 г. Общественные проявления имеют некую инерционность по отношению к глубинным проявлениям песенно-порождающей среды.

10. В книге Каримова И.М. представлена портретная галерея авторов и исполнителей, начиная с 50-60 годов 20 века и заканчивая первым десятилетием века нынешнего, и насчитывает почти 800 фотографий.

11. Бывший директор московского КСП

12. Трубецкой не пояснил как получить доступ, например через интернет. Также неясно свободен ли широкий доступ.

13. Название придумал О. Митяев. Так сказала Чебоксарова.

14. Речь идет о первых 20 песнях проекта.

15. Требования придумал Г.Васильев. Они перечислены в книге "Песни нашего века", которую Чебоксарова показывала на конференции.

16. Есть украинский проект "Песни нашего человека". Например, там звучит оригинальная песня "В те времена" (Дм. Кимельфельд, Вл.Новиков).

 

Орловский С.П., 24.11.2013, кардинальный теоретик песни из Нюрнберга

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024