В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
19.09.2011 Материал относится к разделам: - Авторская песня в регионах |
Авторы:
Ножкина Вета Источник: Ножкина, В. Слушай и скажи мне, верно ль я пою... / В. Ножкина // Ветер странствий. - 2010. - № 2, мар. http://www.nozhkina.ru/-mainmenu-31/mainmenu-56/406--2 |
|
Слушай и скажи мне, верно ль я пою... |
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. ЧАСТЬ 2
Пожалуй, отправной точкой связи бардов с республиками Центральной Азии можно считать 1941 год, когда вместе с труппой театра города Грозного в Ташкент переезжает Александр Галич (Гинзбург). Всего годом датируется его пребывание в Азии, и документальные источники, к сожалению, не многочисленны, чтобы судить о влиянии его духа вольнодумства. Но хочется верить, что в те далёкие годы он бросил семена в благодатную азиатскую почву для произрастания вольной мысли, которая будет искать выход в песнях авторов-бардов сегодняшнего дня. Бурное проникновение свежей мысли в Азию произошло во времена сталинских решений – когда на территорию Казахстана был депортирован целый ряд народов СССР, в том числе в исправительно-трудовые лагеря, и позже, в 50-60-е годы, для освоения целинных земель — свежие умы ещё миллиона жителей Украины, Белоруссии и России. После фактического распада СССР в 1991 году культурное влияние России стало ослабевать, молодые азиатские республики начали возводить самостоятельное здание культурной жизни. По данным переписи – за период с 1989 по 2008 год – численность русских, украинцев, немцев в Казахстане сократилась в два с половиной раза. Но парадоксально, что именно к этому периоду относится активное появление клубов авторской песни на территории независимых азиатских республик и, соответственно, зафиксирован количественный рост клубных фестивалей.
Первые фестивальные ласточки в Центральной Азии появились в Узбекистане. Благоприятствовала объединению "поющих-думающих" политическая обстановка содружеств советских республик. Комсомольские организации и общество "Знание" направляло авторов-исполнителей с лекциями-концертами — на хлопок, на сбор винограда, на заводы и предприятия, где основу культуры формировала интеллигенция центральных городов России – Москвы, Ленинграда. Один из активистов Степан Балакин так описывает зарождение движения "авторской (бардовской, самодеятельной) песни" в Ташкенте: — Первый ташкентский клуб самодеятельной песни — КСП "Апрель" был создан весной 1975 года небольшой группой энтузиастов. Тогда организаторы клуба провели несколько сольных выступлений питерского классика бардовской песни Юрия Кукина, приехавшего в Узбекистан на гастроли в составе эстрадного коллектива. А уже в конце апреля того же года во Дворце энергетиков состоялось собрание, поводом к которому стал концерт замечательного саратовского барда Владимира Ланцберга. Он поделился "рецептом" под названием "Как создать КСП". Строка из его песни "Слушай и скажи мне, верно ль я пою?" стала девизом первых фестивалей. За опытом проведения подобных фестивалей Игорь Бяльский и я ездили летом того же1975 года в Самару на Грушинский фестиваль, а осенью того же года мы побывали на Московском слёте КСП. В начале мая 1977 года в урочище Чимган был проведен 1-й Всесоюзный фестиваль самодеятельной песни "Чимган-77". В 80-х годах в Ташкенте возникло несколько КСП — "Встреча", "Старые драндулеты", "Орфей", "Лимузин", но все они просуществовали несколько лет, и только в 1993 году по нашей инициативе с Сергеем Рогожкиным при ДК "Железнодорожников" был создан наиболее массовый и стабильный клуб "Арча", который под руководством Темура Валитова успешно проводит свои еженедельные встречи и концерты в Ташкентском "Доме фотографий" по сей день. Появляются фестивали и в других городах Узбекистана – в Учкудуке, Навои. В 1984 году Ришат Гилязов организует фестиваль "Холодные ключи" в городе Заравшан, впоследствии ставший фестивалем памяти Юрия Визбора. С именем Юрия Визбора связано немало событий, происшедших и в Казахстане. Например, в книге известного альпиниста Аркадия Мартыновского описывается первый приезд Визбора в Казахстан в 1959 году – в альпийский лагерь Кок-Бас-Тау (чуть выше Медео), где автор получил первые впечатления о парне с гитарой, чьё имя вскоре станет известным во всех уголках советского пространства. А двадцать лет спустя Юрий Визбор благословит создание алматинского клуба поэзии, романса и авторской песни "Тоника", который возглавит Феликс Портной, а далее продолжит его работу Анатолий Марынкин, известный в широких кругах своей, ставшей знаменитой песней "Талгарский перевал". Анатолий Марынкин так описывает в воспоминаниях моменты организации клуба: — Идея организации клуба и первая сходка состоялись 1 января 1979 года на квартире у Феликса Портного. В течение года Феликс занимался оформлением Устава клуба, на котором, в частности, была подпись Секретаря Союза писателей Казахстана Олжаса Омаровича Сулейменова...Ежегодно, в феврале-марте проводился конкурс авторской песни "Весенний Эдельвейс"..., который стал стартовой площадкой для многих алматинских бардов – архитектора Ольги Качановой, студентки пятого курса Казахского университета Инны Лозоватской, Андрея Курбатова – водителя троллейбуса, студента педагогического института Вадима Козлова, Леонида Неверова – начальника участка городской электросети (из интервью Анатолия Марынкина В.Халонену, 1985 год). Следом за "Тоникой", в 1980 появляется клуб "Зелёная карета" в городе Усть-Каменогорске, в 1981 – "Фламинго" в Целинограде, 1984 – клуб "Марианна" в Караганде, 1985 – клуб "Орфей" в Темиртау... Всесоюзный фестиваль "Алма-Ата-80", организованный горкомом комсомола Алма-Аты и новоиспеченным клубом "Тоника" проложил дорогу в Казахстан для исполнителей и любителей бардовской песни из самых дальних уголков Союза (в предыдущем номере "Ветра странствий" об этом рассказано подробно). Вскоре после всесоюзного фестиваля клубом "Тоника" и его руководителем Феликсом Портным был организован абонемент, по которому "вставшие на крыло" российские барды – Юрий Визбор, Александр Городницкий, Вероника Долина, Евгений Клячкин, Виктор Берковский проехали с концертами по нескольким городам Казахстана. Воодушевлённые новым дыханием песни, стали активно создаваться клубы и в других казахстанских городах, всё плотнее и плотнее заполняя карту КСП. На территории республики, в её центральной части, в городе Байконур, в среде офицеров и военнослужащих космодрома тоже объединились любители с целью "наполнения жизни песнями". Николай Глыбовский, собравший материал по истории создания байконурского клуба "Звёздный" описывает этот период так: — В начале марта 1987 года в городе появились рукописные объявления, предлагающие всем интересующимся самодеятельной песней, собраться в Доме офицеров и создать клуб. На первую встречу пришло человек двадцать, что приятно удивило ее организатора Сергея Андреева, бывшего в ту пору старшим лейтенантом, военнослужащим воинской части. Дальше был период, который наш "начальник штаба" Сергей Гараган позже назвал медовым месяцем клуба. Мы были очень разные...Но главным было внутреннее общение, мы наконец-то нашли единомышленников, с которыми могли поделиться и песнями, и мыслями, и которые понимали друг друга с полуслова. Наши заседания начинались с песенной "разминки", далее разучивались новые песни, строились планы на будущее (которые, как это ни странно, во многом удавалось реализовать)... Тогда же возникла и достаточно смелая мысль принять участие в одном из традиционных фестивалей КСП – "Чимган-87". Этот фестиваль проводился ташкентским КСП в майские праздники и относился к числу достаточно крупных региональных фестивалей...В следующем фестивале нашего региона – "Алма-Ата-87", проводившемся в конце мая, принимали участие, наверное, самые опытные и профессиональные члены нашего клуба, начавшие петь вместе еще задолго до приезда в Ленинск, во время учебы в Ленинградском политехе,— трио "Бе-Му-Му" (С.Беляков, Р. и О.Муромцевы). Результатом их участия стал диплом этого фестиваля... Фестиваль "Алма-Ата – 87" стал знаковым не только для казахстанцев. Сюда съехались авторы-исполнители из самых разных уголков ещё Советского Союза. Здесь объединят свои усилия в проведении азиатской чайханы Насер Кульсариев и Владимир Юн, и они уже навсегда останутся с песней. До сего дня Владимир Юн проводит бардовские фестивали, и уже имеющий статус международного "Чимбулак" — несёт знамя песенных традиций и не уступает в плане организации российским форумам. Зимой же Владимир собирает поющую братию на снегом дышащий склон Чимбулака – на фестиваль "Сноубард", где соседствуют рядом заоблачно-снежный вид спорта и не менее заоблачные, но земные песни его друзей. Особое место в фестивальной истории уже двухтысячных годов заняли два проведённых (в 2001 и 2003 годах) фестиваля под брендом "Поющие горы", организованные Ольгой Качановой. Здесь были выдержаны традиции российских фестивалей – с большим количеством приглашённых мэтров, с серьёзностью конкурсных отборов и проведением концертов гостей на площадках города. Но, видимо, из-за обособленности политики организаторов "Поющие горы" не нашли продолжения в истории Казахстана. Уже в течение больше, чем десятилетия самым крупным песенным форумом Казахстана является международный фестиваль авторской песни "Астана". Его руководитель Максат Сарсенбеков в июле 2010 года проведёт его уже в двенадцатый раз. За все эти годы в жюри фестиваля побывали именитые барды России и зарубежья – Александр Городницкий, Александр Дольский, Владимир Туриянский, Вадим Егоров, Борис Бурда, Виктор Байрак, Алексей Иващенко, Вадим и Валерий Мищуки, а почётные гости Раиса Нур и Андрей Козловский уже не раз удостаивались внимания Акимов Астаны, вручавших им памятные подарки. Лауреаты этого престижного фестиваля продолжают свой творческий путь, радуя новыми песнями и победами на престижных российских фестивалях – им.Валерия Грушина, "Петербургском аккорде", Ильменском фестивале, что говорит об уровне подготовки фестиваля "Астана". В основе появления на свет первых фестивалей песни лежал туризм. Позже, из-за желания выполнить задачи поющих у костров людей – обменяться песнями, научиться новым гитарным приёмам — организаторы стали проводить исключительно поющие фестивали. Но некоторые фестивали и по сей день оставили за собой статус "туристских" — когда в течение дня проводятся туристские мероприятия, а вечер собирает поющих – и уже не только у костров, но и на комфортных, по-современному оборудованных сценах. Одним из таких фестивалей в Казахстане является "Лиловый ветер". Его организатор Александр Силин – энтузиаст своего дела, собирает уже около десяти лет поющий народ в майские праздники на степных широтах алматинской области — в местечке Тамгалы, на берегу реки Или. Немногочисленный, семейных по духу, этот небольшой фестиваль собирает старых друзей и открывает ворота песенному лету. Особый разговор о детско-юношеских фестивалях Азии. Пока подобного рода фестивалей зафиксировано два, и оба в Казахстане: "Струнная капель" (Астана) и "Глория" (Петропавловск). Что можно передать детям – только достойное, только лучшее. А те, кого заботит будущее, — заслуживают и уважения, и особых привилегий. Гульзада Жаркимбаева до переезда в Астану уже сформировала свой взгляд на песенный мир, и, вооружённая педагогическими знаниями, вкладывает всё, что знает сама в детский мир авторской песни Казахстана. А Аида Туртаева из Петропавловска, подхватившая знамя своих педагогов Надежды и Юрия Ткаченко, воплощает своё желание делать добро на территории молодёжного фестиваля "Глория", где уже есть предпосылки для разграничения – это авторская песня, а это рок, шансон... и есть главное – желание творить доброе, и искать себя. Есть ещё фестивали территории Азии, о которых следует говорить, чтобы объективно донести всю разномастность поющих – это фестивали "Горное эхо" и "Зимний аккорд", которые, как штаммы появляются в год два-три раза. Не всегда за вывеской "авторская песня" есть то, что должно быть. Цели организаторов фестивалей в Положении преследуют благие намерения, но что за этим скрывается, убедиться можно только побывав там.
Что же кроется за формой проведения фестиваля в азиатских республиках сегодня, зачем, для чего — и в дождь, и в холод, и степную жару собирается поющий люд? Что происходит после того, как отгремели громкие объявления званий лауреатов и дипломантов? "Остров песни" проводит своё архивное расследование, и об этом расскажет читателям "Ветра странствий" в последующих номерах. Продолжение следует...
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |