В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

14.06.2010
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
Авторы: 
Фоминова Г.

Источник:
газета "Тихоокеанский комсомолец" № 34 от 19.03.1983, суббота (г. Владивосток)
 

О чем поет струна

Во Владивостоке прошел семинар клубов авторской песни. Его организатор – КСП "Поиск" Дальневосточного политехнического института

 

...Гость семинара – московский автор и исполнитель Виктор Луферов оказался человеком точным, и уже за день до начала семинара, как и было условлено, состоялся его первый концерт. Голос низкий, очень "мужской", своеобразный, песни подает так, будто и не концерт это, а театр – театр одного актера. И уже на следующий день по коридорам клуба звучало "Луферов".

 

А Виктор Луферов, закончив концерт, шел в клуб и вел полемику. Вот об основных моментах этой полемики мы сегодня и расскажем. Итак, момент первый

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ К "КОРНЯМ"

 

Несколько лет назад Сталина Мишталь из Петропавловска-Камчатского, большой знаток и любитель самодеятельной песни, занялась воспитанием мальчиков и девочек. С ребятами было трудно. Они не хотели слушать "китов" жанра – Окуджаву, Матвееву, Кима и прочих, они хотели писать и исполнять свои песни. В общем, в этом клубе отразилась как в зеркале ситуация, характерная для многих КСП: неподготовленность исполнителей, незнание ими основ жанра.

 

Часто получается, что со сцены звучат произведения не тех авторов, на которых жанр, собственно, и вырос. Звучат песенки, написанные юными авторами, а они довольно смутно понимают, что хотят сказать своим слушателям. И слушатели (а у концертов КСП публика, как известно, своя), представление о корнях жанра имеющие самое неопределенное, воспринимают эти песни как эталон. И сами, в свою очередь, поют их, и пленки переписывают для друзей. И плывет это море "самодеятельной халтуры" дальше и дальше...Так вот, главная функция клубов – воспитание авторов и членов КСП, знакомство их с основами жанра. "Сначала "перепой" тех же Окуджаву, Матвееву, Кима, а потом берись за песни собственные", — утверждал на семинаре Виктор Луферов, и с ним соглашались все.

 

ЧТО ПОЕМ? КАК ПОЕМ?

 

И вот здесь встает вторая проблема: проблема ответственности за то, что и как ты поешь со сцены. В пылу полемики родилась мысль, ставшая одним из положений семинара: даже ознакомившись с песнями "китов" песенного жанра, со своими песнями выходить на сцену не стоит. Попробуй-ка спеть их в кругу своих друзей, выслушай мнения, прислушайся к критике, а потом рискуй. Вот мнение инструктора штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе Татьяны Денисовой:

 

– Во Владивостоке я увидела и услышала ребят, которые не понимают: то, что они поют, неграмотно, плохо написано. Это касается и любимого в вашем крае автора-исполнителя Сергея Булгакова, и некоторых других. А ведь на них равняются, им подражают! Я филолог по образованию и говорю, прежде всего, о текстах...

 

С Татьяной Денисовой и Виктором Луферовым спорили, но в основном соглашались – в споре рождается истина. Так что ж получается: нужно закрыть выход на сцену своим, "доморощенным" авторам?

 

– Да, закрыть! – утверждали самые солидные "полемисты". Потому что от этого зависит...

 

КАКИМ БЫТЬ ФЕСТИВАЛЮ

 

В конечном итоге от плохих песен страдают: сам автор, который утрачивает чувство ответственности перед зрителем за свои слова ("Раз меня пропустили, значит, я талантлив, я многое могу и мне многое позволено"), страдают зрители, которые могут принять (и принимают!) слабые тексты и музыку за эталон жанра и – самое главное – страдает уровень фестивалей КСП, дискредитируется сама идея их проведения. Чтобы этого избежать, надо авторов не только учить. Им нужна помощь людей, занимающихся литературой и музыкой профессионально.

 

ЧТО СКАЗАЛ "АЛИ-БАБА"

 

...Наверное, ни один спектакль не смотрела такая благожелательная аудитория. И, наверное, не многим актерам пришлось переживать из-за того, что через двадцать минут на сцену, а костюм еще только дошивают. Да, музыкальный спектакль "Али-баба и сорок разбойников" – коллективное детище московских авторов Берковского, Никитина и Смехова – клуб "Поиск" готовил долго и упорно, но с любовью. И зрители смеялись там, где нужно было смеяться, и устроили самодеятельным актерам овацию. А вечером в клубе спектакль больше хвалили, чем ругали.

 

Честь и хвала Сергею Рыбалке и ребятам из клуба за спектакль, но все же осмелюсь утверждать: в том виде, в каком спектакль существует сейчас, на сцену выпускать его не стоит. Потому что "самодеятельной халтуры" в КСП быть не должно. Люди сюда приходят в поисках возможности творческого самовыражения. Творческой энергии, таланту (а он, бесспорно, есть) не хватает поддержки и помощи профессионального режиссера (конечно, помощь эта должна учитывать условия и возможности КСП, а не идти вразрез с основными задачами клуба). А он, режиссер, конечно, найдется. Не случайно же в клубе до поздней ночи участвовали в полемике музыковеды, а на концерте среди публики было много филологов, молодых специалистов. Значит, они нуждаются в том, что делает клуб, а клуб, в свою очередь, нуждается в них. Вот и президент признает:

 

– О многих вещах мы, к сожалению, судим на дилетантском уровне...

 

СПАСИБО, "ПОИСК"

 

...Отшумели жаркие споры, и даже неутомимая наша Сталина притихла – устала, наверное. В последний раз собираются в музсалоне за чаем последние же гости – камчадалы. А те, кто сидит сейчас в удобных креслах аэрофлотовских лайнеров и вот-вот увидит родные места, уверена, все еще "переваривают" полученную на семинаре информацию. Все, с кем мне довелось разговаривать, в один голос утверждали: такой семинар – по сути своей, настоящая учеба – необходим, как воздух. Фестиваль песни – это праздник, там не пообщаешься и не позанимаешься. А так как у жанра нет компетентной и доброжелательной критики, возникла насущная проблема самим разобраться в его проблемах. Поэтому в следующий раз нужно проводить семинар с меньшим числом концертов, чтобы больше времени оставалось для учебы.

 

И еще все в один голос говорили: "Спасибо "Поиску" и его руководителю Сергею Рыбалке за семинар, за так нужную всем учебу и за возможность встретиться со своими друзьями".

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024