В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

21.07.2005
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
Авторы: 
Губернский Владимир Борисович

Источник:
сайт Херсонского клуба "Жираф"
http://bards.online.kherson.ua/
 

Профессионализм

"Профессионалам — зарплата навалом.

Плевать,... "

Мнение профессионального артиста

 

Идея о том, что каждая и любая песня по определению является неповторимым (штучным) изделием внедряется в сознание людей либо несведущими простаками, либо вполне всё сознающими дельцами. Сама эта идея является Мифом, сознательно культивируемым поп-культурой. Именно композиторы и певцы этой почтенной сферы любят поговорить о своих открытиях и прозрениях, рассказывают истории сотворения хитов. Эту же бациллу подхватывают и некоторые любители АП. Они полагают, что песня может быть только хорошей или плохой. И мало кому приходит в голову, что песня может быть "хорошей", но при этом сходить с конвейера массового производства. То есть: музыка и текст — "отличные", аранжировка — пять с плюсом, исполнение — великолепное. Но всё это было, было, было, и, возможно, даже в прошлом или позапрошлом веке. Здесь любопытно то, что у отдельного автора эта песня может быть действительно "единственной и неповторимой", непохожей на все его другие творения. Написать её он тоже может вполне "честно", то есть не осознавая этого конвейерного свойства своего "творья".

 

Основой для подобного творчества могут служить надёжные и проверенные временем образцы. "Ямщик, не гони лошадей" можно поменять на "Пахан, не гони Мерседес", а "Морячку" превратить в "Рыбачку" и т.п.

 

Зачем нужен этот Миф попсе — понять проще-простого. Это её хлеб с маслом. Именно так экономятся силы и средства и достигается максимальный эффект, т.е. те же ДЕНЬГИ. Важно отметить, что сознательно или не очень, но именно тех, кто умеет творить эту конвейерную продукцию и именуют в поп-культуре ПРОФЕССИОНАЛАМИ. И это правильное название. Оно подразумевает умения, которые нужно годами развивать и оттачивать. Ведь за всё в этой жизни приходится платить. За сознательное стремление к профессионализму в вышеозначенном смысле — тоже. Приходится внимательно изучать технику "письма" прошлогодних шедевров, совершенствовать искусство вариации темы (музыкальной и поэтической), искать точки отталкивания и притяжения в хитах западной эстрадной, и не только, музыки, перенимать приёмы гитарной игры у удачливых, даже осваивать манеры пения звёзд. Необходимо "учиться, учиться и учиться", как правильно заметил не обладающий музыкальным слухом и голосом гениальный зритель прошлого века.

 

Того же, кто совершает открытия и делает изобретения профессионалом назвать сложно хотя бы потому, что каждым своим открытием и изобретением он выходит за рамки освоенного и вступает в сферу неизведанного, т.е. становится жалким новичком и ЛЮБИТЕЛЕМ. И только через годы, перелопатив творчество ЛЮБИТЕЛЯ, ПРОФЕССИОНАЛЫ включают его находки в свои закрома, а покойника, задним числом, в свои ряды.

 

Все знают, что профессионалов готовят в учебных профессиональных училищах. И все знают также, что ещё никто не стал писателем или поэтом, окончив Литинститут (ими уже поступали!). Наша ситуация очень похожа.

 

Один мои знакомец, выслушав мои соображения, заметил, что, доведя свои умствования до победного конца, я должен бы был признать, что ПЕСНЯ должна быть единственной на свете, чтобы ни у кого не было сомнения в её оригинальности. Я так далеко зае-заехать не способен, хотя полагаю, что первое божье СЛОВО можно было бы и пропеть, но утверждаю, что существуют целые классы (группы) песен, внутри которых опусы похожи друг на друга, как клонированные помидоры. И при этом все компоненты их (текст, музыка, исполнение) находятся на высоком уровне. Этот класс можно пополнять, а если обнаружить принципы и свойства оного (класса), то можно порассуждать и о доходах. Ведь приветствуем же мы похожесть друг на друга базарных яиц и прочих полезных или вкусных вещей.

 

Итак, плохое знание традиции и энтузиазм, помноженные на детскую невинность неофита вроде бы лежат в основе ЛЮБИТЕЛЬСКОГО подхода к песне. Жаль только, что на этом славном пути всех путников подстерегает возможность сделать великое открытие ВЕЛОСИПЕДА, т.е., не ведая того, они продолжают оставаться в сфере уже вполне освоенной предшественниками. Чаще всего так и происходит. Отсюда можно сделать прямые практические выводы. Тех, кто не желает слушать предшественников, подстерегает геенна огненная в виде плагиата всех видов и сортов. Ещё короче: "Тот, кто песен петь и слушать не умеет, тот не будет счастлив никогда".

 

И уже современный возврат к изначальной дилемме авторской песни: профессионализм или искренность. Как мы знаем, АП решила её когда-то, отдав приоритет личной авторской честности, искренности. Профессионализм и искренность лежат в разных плоскостях нашего мироотношения.

 

Профессионализм генетически аморален (вспомним о наёмниках), а искренность не может миновать попыток решения вечных вопросов об "Истине, Добре и Красоте", напрямую соотносясь с Добром. Отдав первое место искренности, основоположники жанра одновременно отвергли и критерий профессионализма, как главный и основной. В вопросах морали нет полутонов и процентов. Нельзя быть немножко моральным, как и "слегка беременной". А вот более или менее профессиональным быть можно!

 

Конечно, авторская песня не отрицает ни одного из достижений "профи". Играть и петь надобно уметь (стихи, ай да я!). Но отказаться от главного критерия теперь уже невозможно, не умертвив всего жанра. Просто умения профессионального толка заняли в нём своё (вполне достойное!) место на 3-4-й позиции условной качественной шкалы.

 

Кто же в этих "драконовских" условиях согласится работать? Да и никто не согласится. Авторская песня не "работа", а побочный, хотя и желанный, продукт роста ЛИЧНОСТИ. Отмечая этапы роста (изменения), АП не прощает самообманов и самообольщений, используя внутренние крушения и трансформации в качестве стройматериала. Отсюда и разница в том, кто выходит на сцену в поп-жанре и в жанре АП. В "попсе" на сцену выходят более или менее состоявшиеся профессионалы, а в АП более или менее состоявшиеся личности. Такая Личность сама по себе является изобретением божьим, уникальным и неповторимым. И никаких дурных противопоставлений! Конечно же, на общей вершине песенных жанров Личность может быть и высокопрофессиональна, а Профессионал в высшей степени искренним. Но разные дороги ведут их на эту общую вершину. И ещё: никакой профессионализм не может заменить искренности, обратное тоже верно.

 

Именно из-за сказанного выше меня настораживают временами всплывающие в дискуссиях о судьбах авторской песни призывы к профессионализму, равно как и призывы к искренности времён 60-х.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024