В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

05.07.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Марченко Дарья
 

Слово о Грушинском. Печатное

(от автора)

 

Попала мне в руки подшивка статей, посвященных Грушинскому фестивалю. Сработал условный рефлекс, тщательно воспитанный за годы учения в университете, и во время чтения я сразу же начала анализировать, систематезировать -ировать, -ировать. Некоторыми выводами очень хочется поделиться.

 

Несколько слов о материале

 

Поскольку никакого специального отбора не было, то будем считать, что эти статьи были взяты путем случайной выборки из общей массы самарской прессы за 1998, 1999 и 2002 годы. И договоримся также считать, что случайная выборка как нельзя лучше позволяет судить о типичном отражении какого-то явления, в данном случае — Грушинского фестиваля, в наших умах.

 

Подчеркну: речь пойдет не о самом фестивале, а о представлении о нем. Представление это возникает в головах журналистов, а они уже транслируют его на свою аудиторию. Ну не будем же мы спорить, что пресса не играет никакой роли в формировании общественного мнения?

 

Позволю себе повторить некоторые истины. Любой текст — это средство общения или, по-умному, коммуникации. Поэтому он имеет автора и адресата. По любому тексту можно вычислить, что автор думает о своем читателе. А с другой стороны — что этот автор из себя представляет.

 

Вот с этой другой стороны и начну.

 

Автора!

 

Как показывает первое, поверхностное прочтение, большинство авторов — люди неискушенные в авторской песне и мало озабоченные Грушинским фестивалем как таковым. Для них это — "информационный повод". А посему они и являются выразителями типичного мнения.

 

Прежде всего, показателен отбор фактов, которыми Грушинский фестиваль иллюстрируется. Размер текста ограничен, поэтому в статью, как правило, попадают самые важные для автора реалии. Перечисляю основные объекты внимания: пьянство, количество народа и география фестиваля, туалеты, песни, жертвы несчастных случаев, погода, работа служб, футбол. Порядок перечисления тем не случаен: сначала упоминаются темы, которые "муссируются" чаще. Но не менее важно то, как они раскрываются.

 

Пьянство

 

О нем говорят с пристрастием. Оно попадает в заголовки статей: "Петь и пить" (Татьяна Пуш. Петь и пить // "Жизнь", 10 июля 2002) — с подзаголовком: "На фестивале имени Грушина два этих глагола слились воедино" .

 

Оно попадает в название рубрик: "Что касается пьянки" (Валерий Гордеев. Будет "Груша" — будут и песни // "Волжский комсомолец", 9июля 1998); "IN VINA..." (Геннадий Китаев. Маргиналии о "Груше" // "МК" в Самаре, 18-25 июля 2002.); "ВЫВОД НЕДЕЛИ: "ЛЮДЕЙ СТОИТ СПАСАТЬ ОТ ВОДКИ!"" (Елена Памурзина. Полстраны в походе // "Волжский комсомолец", 12 июля 2002); "Губит людей не пиво" (Алсу Мусина. Хочется Грушинского // "Самарские известия", 10 июля 2002...)

 

Журналисты говорят о "сухом законе", но тут же информируют читателей — чтобы не отчаивались — что это лишь проформа: "Как и следовало ожидать, на Грушинском опять запретили продажу спиртных напитков, включая пиво. Тем не менее, пиво все-таки можно было купить из-под прилавка, как в добрые старые времена всеобщего дефицита. Бутылка "Жигулевского" стоила около 15 рублей" (Андрей САМАРЦЕВ, Андрей ПЕРЛА. Грушинский фестиваль: парад политической рекламы // "Самарское обозрение", 5 июля 1999)

 

Правда, очень часто звучит мысль, что пьянство на самом деле не так страшно, и более-менее организованно: "Несмотря на овеянные традицией легенды о спиртном, выливаемом в овражек перед входом на поляну, грушинцы пили, пьют и будут пить, игнорируя всяческие запреты. Вопрос в том, какие формы это принимает. И в этом отношении фестиваль до сих пор остается на высоте. Поэтому впадать в заученную истерику о повальном пьянстве нет смысла. Поскольку его (повального пьянства) попросту не существует" (Антон Цехов. Юбилейный Грушинский состоялся // "Губернский вестник", 10-16 июля 1998)

 

Кульминацией развития темы можно считать историю о том, как Бориса Кейльмана чуть не упрятали в вытрезвитель, поскольку "...главный по "Груше" человек обладает лицом Грушинского фестиваля — красный в прожилках нос, блестящие глаза и мешки под ними" (Валерий Гордеев. Будет "Груша" — будут и песни // "Волжский комсомолец", 9июля 1998). Мол, каков поп...

 

Туалеты

 

О них с особым восторгом говорится в 2002 году: "до биотуалетов фестиваль уже дожил" (Макс Карпов. Уходят барды с Поляны // "АиФ в Самаре", 10 июля 2002). Часто эта благая весть соседствует с вестью о появлении Интернет-городка. В остальном неизменно описываются запахи и виды. (Виды, надо сказать, приземленные, потому что оригинальней всего грушинский туалет выглядит с высоты птичьего полета на аэроплане, на котором желающие могут покататься).

 

Но самое, пожалуй, изящное переплетение туалетной темы с синоптической и песенной в следующей статье: Лужи испарились, и только кроссовки, сланцы и даже одинокие сапоги, застрявшие в засохшей грязи, напоминали о ночном безобразии. По дороге, простите, к туалету на земле я видел только использованные презервативы, пачки из-под сигарет, пару забытых бюстгальтеров и — как апофеоз вечера всеобщего братства и сестринства — окрыленную прокладку: "Менструации, мол, больше не будет". Кстати (выделено мной — Д.М.), впервые за последние годы, дождя не было и во время ночного концерта на "Гитаре", где, помимо "проходных" песен.., звучали и "Песни нашего века" (Валерий Гордеев. Будет "Груша" — будут и песни // "Волжский комсомолец", 9 июля 1998).

 

Песни

 

А вот о них говорится до удивления мало. Что-нибудь вроде "поют все и везде". Даже имена лауреатов не всегда сообщаются. Говорят, сколько заявок было подано, а вот что происходило на прослушиваниях, ну, хотя бы на третьем туре... Честное слово, о футболе пишут с большими подробностями. Но, видимо, недосуг корреспондентам следить за событием, которое формально считается центральным (это я конкурс имею в виду): надо же и в очереди в туалет постоять и водку попьянствовать. Да и читателям об этом интереснее узнать будет — не рассказывать же им в самом деле о новых тенденциях в развитии жанра.

 

Поэтому получаются вот такие замечания: "Пение на Груше — постоянное. Поют все. В основном русский рок. Петь всю ночь — святое дело. Все, что знаем. Все как можем. Запомнила, как сказали на второй площадке: "Сейчас мы исполним то, что давно не слышал Грушинский — бардовскую песню". Честно говоря, слушать не стала. Потому что у меня за эти дни создалось впечатление, что авторской песни просто нет. Как привидения, о котором многие слышали, но никто не видел" (Алсу Мусина. Хочется Грушинского // "Самарские известия", 10 июля 2002).

 

Вот ее и нет — потому что слушать не стала. Имеющий уши не слышит — потому что слышать не хочет. Или как в сказке: одному избушка повернется передом, а другому — туалетом. Впрочем, о сказочном заколдованном пространстве речь пойдет позже.

 

Сейчас же можно подытожить: журналисты добросовестно отвечают на вопросы: кто-что-где-когда-откуда. Вопросы информационной заметки. Аналитика встречается в двух-трех статьях — из тридцати трех! Поэтому можно согласиться с автором следующих строк: "И глупо сегодня спорить о том, что в нынешней Поляне главное — бардовские песни или сидение у костра под магнитофон с записями "Балаган-Лимитед", автограф Александра Дольского или картонка с надписью на заднице" (Валерий Гордеев. Будет "Груша" — будут и песни // "Волжский комсомолец", 9 июля 1998). Действительно — глупо. Потому что песня для большинства приезжающих перестала быть целью поездки, она — одно из событий, а чаще — фон.

 

А слово было сначала

 

А теперь давайте задумаемся над адресатом статей. Вряд ли мы будем рассказывать о шикарной грушинской грязи или палящем грушинском солнце тем людям, которые сами все это испытали. Статьи адресованы той части аудитории, которая на Грушинском не была. Впрочем, часто об этом говорится в открытую: "Мы всего-навсего постарались обеспечить эффект присутствия читателя на 8-й части света, ежегодно появляющейся на карте мира" (Валерий Гордеев. Будет "Груша" — будут и песни // "Волжский комсомолец", 9 июля 1998).

 

Большинство статей похожи не только основными темами. Они похожи общей интонацией, общей эмоцией — заманчиво. Вот уж действительно главная песня фестиваля "Как здорово, что все мы здесь!" И, кстати, не так уж важно, пишут ли о туалетных ужасах или о чем-то добром и прекрасном. Важно, что это эмоционально выбивается из "монотонности серых буден", а людям не хватает впечатлений. А уж если начинают говорить о "доброжелательной ауре" или "атмосфере чистой свободы", тем более авторитеты вроде бывшего мэра или, еще лучше, самого Юрия Шевчука...

 

Вполне закономерно, что на следующий фестиваль приедут новые люди — только приедут они не за песнями. Фестиваль перестал быть фестивалем Песни. Не потому что не поют — появляется очень много нового и интересного. Но это какое-то параллельное измерение, параллельный потаенный мир, в который попадают лишь избранные или избравшие его. Это едва заметная ниточка в ярком фестивальном полотне. Но на ней держится весь этот мир. Пока держится — с каждым годом массы прибавляется.

 

СПИСОК СТАТЕЙ:

 

1998

 

1. Валерий Гордеев. Будет "Груша" — будут и песни.//Волжский комсомолец. 9июля 1998.

2. Ольга Кучкина. "У меня гитара есть, расступитесь стены!.." Ночь на лысой горе.// КП, 9 июля 1998.

3. Наталья Ушакова. Неюбилейный Грушинский. // КП в Самаре...?? 1998

4. Светлана Крамаренко. О чем мечтает Грушинский?//Губернский вестник. 10-16 июля 1998.

5. Антон Цехов. Юбилейный Грушинский состоялся. // Губернский вестник. 10-16 июля 1998.

 

1999

 

1. Наталья Черная. Экспромт Олега Митяева. // Самарское обозрение. 23 февраля 1999

2. Людмила БЕЛКИНА. Зимний Грушинский, на котором был Городницкий.//Самарское обозрение. 1 марта 1999

3. Руслан Голованов. "Груша" запоет "Голосом России". "Отечество" подпоет.//Будни. 1 июля, 1999

4. Андрей САМАРЦЕВ, Андрей ПЕРЛА. Грушинский фестиваль: парад политической рекламы. // Самарское обозрение. 5 июля 1999.

5. Александр Иванов. Романтизм и практицизм незабвенной "Груши".//Волжский комсомолец. 1 июля 1999.

6. Андрей Перла. Туда я больше не ездок. //Самарское обозрение. 12 июля 1999

 

2002

 

1. Светлана Крамаренко, Ольга Попова. Пo ступенькам на Грушинский. //Самарское обозрение. 10 июня 2002

2. Владимир Липилин. Все смешалось на Грушинском. // Самарское обозрение.

3. 8 июля 2002

4. Денис Домарев. Грушинское чудо. //Пульс Поволжья. 10 июля 2002

5. Наталья Ушакова. Кто вернулся с Грушинского на четырех конечностях.// КП в Самаре. 10 июля 2002

6. Геннадий Китаев. Маргиналии о "Груше". // "МК" в Самаре. 25 июля 2002.

7. Виктор Резников. Мобильная "Груша".//МК в Самаре 11-18 июля 2002, Самарские известия 10 июля 2002

8. Мария Моисеева. Песни от "Билайн-Самары".

9. Татьяна Пуш. Петь и пить. // "Жизнь", 10 июля, 2002.

10. Влад Трифонов. Подгнившая "Груша". // Волжская коммуна (?), 9 июля 2002

11. Материал подготовила Елена Памурзина. Полстраны в походе. // Волжский комсомолец. 12 июля 2002.

12. Ирина Подлесова. Олег Сысуев: "Я пел на Гитаре Грушинского"// Известия (Самара), 9 июля 2002

13. Макс Карпов. Уходят барды с Поляны.// АиФ в Самаре. 10 июля 2002

14. Татьяна Пуш. В доме Галины Хомчик живут мартовские коты.// "Жизнь", 10 июля 2002.

15. Алсу Мусина. Хочется Грушинского.// Самарские известия. 10 июля 2002.

16. Анатолий Обыденкин. "Грушинка" под знаком Шевчука. // НГ 22 — 28 июля 2002

17. Мария Конопля. Вот и "Груша" прошла...//МК в Самаре. 11-18 июля 2002

18. Лилия Хавина. До будущей Горы? // Репортер, 23 августа 2002

 

7 Ноября 2003

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024