В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
03.07.2003 Материал относится к разделам: - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей) |
Авторы:
Михайлов Михаил Источник: [от автора] |
|
Проект "Антология военной песни" |
Здравствуйте!Для начала стоит напомнить, а для кого-то и уточнить, что же означает эта самая "антология"? По толковому словарю С.И. Ожегова — это сборник избранных художественных произведений разных авторов. Словарь иностранных слов несколько расширяет понимание — "[гр. anthologia — букв. букет цветов] — 1) название нескольких сборников древнегреческой лирики; 2) подборка наиболее представительских сочинений (чаще стихотворных) разных авторов. Проект "Антология военной песни" с еще не до конца устоявшимся названием включает в себя лучшие песенные произведения, написанные на военную тему со времен дореволюционной армии и до наших дней, песни, которые вошли в основу, в фундамент духовности России. Их поют за столом и у костра, подхватывают в концертных залах и на дружеских посиделках, с ними легче шагать по жизни и понимать, кто ты есть на земле. Победные и трагические, шутливые и лирические, они не могут не волновать, потому что созданы, чтобы будить самые светлые и чистые человеческие чувства. Родилась "Антология военной песни" под сенью Фонда фестиваля им. Валерия Грушина, подчеркну, крупнейшего в мире фестиваля авторской песни. Идея создания проекта принадлежит известному композитору, автору-исполнителю Григорию Гладкову, он и стал его художественным руководителем. Вместе с президентом Фонда Михаилом Грушиным Григорий Васильевич собрал группу военных бардов, среди которых лауреаты Грушинского, Московского открытого и других престижных фестивалей, неоднократные участники передачи "В нашу гавань заходили корабли"... В результате горячих обсуждений, бесчисленных репетиций, а потом и концертных выступлений увидела свет двухчасовая театрализованная программа, состоящая из военной классики и тематических попурри. Уже первые выступления на сцене показали, что программа эта успешна и потому она сразу же стала востребованной. Вызванная к жизни дальним 60-летием Победы над фашистской Германией "Антология" быстро стала развиваться и вырастать из своих первоначальных задач. Отнюдь не случайно новая рубрика "Границы России" совпадает с названием проекта. Дело в том, что костяком творческой группы стали пограничные авторы-исполнители: полковники Александр Минаев и Виктор Трофимов, ветеран афганской войны Владимир Мазур, руководитель Центра пограничной песни Владимир Тэн, дочь офицера-пограничника Ольга Маркина, членом этой когорты стал и ваш покорный слуга. Остальные участники: полковник Михаил Калинкин, подполковник Алексей Иванов, старший прапорщик Сергей Крыжановский — наши искренние друзья. Большинство репетиций проходило в Культурном центре ПС, куда мы собирались как правило после девятнадцати часов, отмахнувшись от домашних дел и вздохов близких и родных. Так что вполне резонным решением стал договор об информационной поддержке "Антологии военной песни" центральной пограничной газетой, тем более что проект давно уже приобрел федеральное звучание, а страницы нашего издания не раз рассказывали о его участниках. Сегодня мы просто все наши растопыренные пальцы собираем в кулак. Кроме того, название новый рубрики предполагает и более широкое ее толкование, а значит есть возможность собирать под ним и главные новости о песенном движении в погонах, о всепограничном фестивале и его героях. Конечно же, мы будем публиковать слова, а иногда и ноты испытанных временем военных песен, к сожалению, их не всегда легко бывает найти на границе. Присылайте письма, и мы напечатаем вашу любимую песню! Поэтому, дорогой наш читатель и единомышленник, здравствуйте! Здравствуйте вместе с нами! И пусть не рвутся ваши струны! Даешь аккорд! Тольятти. Первая победа22 ноября 2002 года после создания творческого коллектива и самой концертной программы, нескольких месяцев репетиций "Антология военной песни" впервые была представлена на суд публики. Случилось это в городе Тольятти на Ярмарке социальных и культурных проектов во время презентации проекта фестиваля военной авторской песни "Щит России". Он в результате и занял на крупном форуме первое место. Новый песенный фестиваль в погонах пройдет уже в нынешнем году в Нижнем Новгороде, "Антология" и ее участники — главное его звено. Концертный зал "Россия"23 января 2003 года попурри на тему гражданской войны — отрывок из "Антологии военной песни" прозвучал в Государственном центральном концертном зале "Россия" в программе "Гренада моя...", которая была посвящена презентации Московского открытого фестиваля авторской песни и 75-летию Виктора Берковского. Военные барды выступили в одном ряду с ведущими авторами-исполнителями страны и были восторженно встречены любителями авторской песни. Пенза. Первый концертный турГастроли были короткими и вместились всего лишь в несколько дней, география тоже была неширокой — Пенза и ее область, где разместились воинские части и соединения. Но неизменная горячая поддержка публики при всем разнообразии зрительных залов — от гарнизонных домов офицеров и до цирка, забитого молодежью — окончательно развеяли сомнения в необходимости проекта и у участников "Антологии" и у его организаторов. Добро пожаловать!Большинство тех, кто сегодня трудится над "Антологией военной песни", приняло самое деятельное участие в I Московском открытом фестивале авторской песни. Двое вошло в шестерку лауреатов большого песенного праздника, двое — были членами жюри армейской площадки, один — ее организатором и ведущим. Поэтому и информацию о нас в Интернете читайте на сайте Московского открытого, который имеет адрес: http://www.mskfest.ru. Создавала этот сайт, к слову, тоже наша соратница Ольга МАРКИНА, все материалы к нему подготовил Николай РОМАНОВ. Сайт имеет раздел — армейская площадка, который очень скоро выделит "Антологию военной песни" в отдельный подраздел. Там вы и сможете найти материалы об участниках проекта и о его развитии. Уверен, что новая рубрика "Границы России" этому немало поспособствует. Быть!Этот разговор состоялся в поезде, когда участники "Антологии" возвращались в столицу из своего первого пока еще короткого концертного тура. Уже было понятно, что программа хоть и требовала доработки и развития, но жила своей самостоятельной жизнью. Что греха таить, оставались и те немногие, кто ее оспаривал, хотел бы что-либо поменять: руководителей, состав участников, песни, которые мы пели — однако при всех издержках роста проект изначально взял мощный старт и сразу же доказал свою жизнестойкость. Публика — наш главный судья — сказала свое веское "быть!", неизменно и горячо поддерживая "Антологию военной песни", великодушно прощая и даже не замечая промахи и недостатки. Спасибо вам всем, дорогие наши друзья! Мы получили от вас огромный кредит доверия на много шагов вперед и это заставляет работать, закусив удила, добывать, точно ископаемое, время. Но вернемся к истокам.[i]Михаил Грушин (М.Г.): — Идея проекта появилась после того, как офицеры-пограничники Александр Минаев и Виктор Трофимов стали лауреатами Грушинского фестиваля, первыми лауреатами в погонах. Григорий Васильевич видел, когда они выступали на III отборочном туре, он входил в состав жюри, видел их выступление на главной сцене — знаменитой гитаре...[/i]Григорий Гладков (Г.Г.): — Я видел их и в Москве, на зимних грушинских концертах, кстати, выступали они блестяще...[i]М.Г.: — После них-то Григорий Васильевич позвонил мне и говорит, я четко запомнил этот разговор: "Появились достойные авторы-исполнители, военные, Александр и Виктор, — надо их брать и писать диск, делать какую-то программу патриотической направленности!" Тогда погранцы впервые попали в поле зрения широкого бардовского движения, большую роль в этом сыграло создание военной площадки на Грушинском и их убедительная победа.[/i]Г.Г.: — Очень здорово получаются те произведения у автора, когда он либо очень сильно любит тему, либо также сильно ее ненавидит. Военная песня — это как раз то, что любишь! И когда в компаниях собираемся, мы их всегда поем. Для себя, для души. Кроме того в появлении "Антологии" немало поучаствовало и чувство протеста. Посмотрите что заполонило наш экран! Такое впечатление, будто страну захвалили иноземцы и отобрали эфир, будто мы в оккупации. Телевидение и радио непатриотичные, ненациональные. В культурной политике нет никакой преемственности. Не только у меня, во всем народе созрел колоссальный протест. Сейчас авторская песня у нас поднимается, испытывает второе рождение. Об этом свидетельствуют полные залы, успех крупного проекта Виктора Берковского "Песни нашего века", передачи "В нашу гавань заходили корабли", где Эдуард Успенский поднял огромный пласт наивного песенного искусства — передача эта, к слову, уже не первый год признана лучшей из музыкальных. Восторженный прием публикой военных авторов — тоже говорит о растущем интересе к нашему, исконному. Военные песни я любил всегда. Они ведь самые болевые, в них судьба страны. Потому что рождались эти песни в самые критические моменты истории, когда стоял вопрос: быть державе или не быть! И все собирали силы, сначала духовные, а потом и военные. И страна всегда побеждала. По сей день мы живем в самой большой и самой богатой стране благодаря тому, что победа всегда оставалась за нами! Обидно, что этот культурный пласт сегодня радио и телевидением по большому счету невостребован. В "Антологии" хотелось вспомнить те песни, которыми страна жила, которые стали символами, объединяющими нацию. При этом я не беру только советский период или Великую Отечественную войну. Наша история насчитывает тысячелетия.[i]Автор (А.): — Григорий Васильевич, знаю, что вас назвали в честь деда, погибшего на войне...[/i]Г.Г.: — В юности по этому поводу написал песню.
Мы оба с ним русоволосы, Нас одинаково зовут. Мы одного с ним даже роста, Но он погиб, а я живу. Мы оба с ним голубоглазы, Обязан этим я родству. Его не видел я ни разу, Ведь он погиб, а я живу Мой дед погиб на войне. Он был совсем молодой. Мне это снится во сне, Как будто было со мной.
В каждой семье есть свой погибший или раненный, свои рассказы о войне, в каждой семье есть те, кто служил солдатами, а то и офицеры... Муж моей сестры прошел Афганистан, служил в Венгрии, в Германии... Поэтому, кроме того, чтобы петь веселые песни есть потребность что-то полезное сделать и для русской армии.[i]А.: — Помню ваше необыкновенное выступление в "Боровом" (Центральная турбаза Минобороны), когда впервые услышал в вашем исполнении военную классику...[/i]Г.Г.: — Замечательная идея того концерта принадлежит Михаилу Ивановичу Дарьину, начальнику Управления по туризму и экскурсиям Минобороны, серьезную роль в организации и проведении его сыграл и военный бард Михаил Калинкин. Смысл ее в том, чтобы в ночь с 21 на 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны, провести многочасовой концертный марафон. Сцену сделали на воде, на плоту, и всю ночь пели военные песни, а в 4 утра зажгли свечи. И я пел там известные песни. Среди них — "Москвичи" ("Сережка с Малой Бронной"). Во время нее и пошел ливень. Случай мистический: стекавшая с неба вода на дождь похожа не была. Хорошо помню ощущение, что падают на руки какие-то жирные капли, а спина оставалась сухой. Удивительно! Я закончил петь песни, и дождь прекратился. Тогда я сказал: "Слышите, это небо плакало! Павшие помнят нас и слышат..." Кстати, не раз был свидетелем, когда фестиваль проводится в чью-то память — всегда идет дождь. Так было на всех фестивалях им. Валерия Грушина, в Нижнем Тагиле. Случилось побывать в Америке на фестивале памяти легендарного фолк-музыканта, где собираются все барды Америки и четыре дня поют песни. И там с небесной водой та же самая история... А в Боровом просто мистика какая-то! Надеюсь, что этот фестиваль станет у нас постоянным.[i]М.Г.: — Думаю, специальное распоряжение Правительства Москвы узаконит ночной концертный марафон в Боровом как официальное закрытие армейской площадки Московского открытого фестиваля авторской песни в Коломенском. И "Антология военной песни" как программа, и ее участники в качестве известных военных авторов-исполнителей станут основой этого концерта.[/i]А.: — Ну, прямо дуэтом поете, голос к голосу! Григорий Васильевич, интересно, а как вы с Михаилом Грушиным нашли друг друга?[i]Г.Г.: — Я всегда выражал симпатии к военным, не упускал случая поддержать их, когда был ведущим, старался представить получше. А Миша — бывший военный. (Михаил Грушин — майор в запасе. Оставил службу, когда страна перестала заботится о своей армии. — авт.) Это я понял по его прямой спине — офицерская осанка, и по тому, как он через каждые полчаса чистит свои туфли. Михаил, конечно, большой энтузиаст и серьезный талантливый организатор. До него Грушинского фестиваля в Москве не было, он начал — и теперь это всегда престижные полные залы, прекрасная реклама. Уверен, что и проект "Антология военной песни" поддержит еще и все движение авторской песни, таких концертов в нашем жанре еще никто не проводил. Честно говоря, сначала о концертной программе и не помышлял. Захотелось просто выпустить диск военной классики. И чтобы спели под гитару, как сейчас модно стало говорить, в формате авторской песни, потому как люди гитаре верят. А все военные песни естественно живут в этом жанре. Было бы очень здорово, думал я, снова привлечь внимание широкой публики к этим замечательным песням. Ведь за каждой из них стоит целый поток святых чувств, ассоциаций, и будет ужасно, если эти песни не передать следующему поколению. Ужасно! "Земляка", "Темная ночь", "Катюша", "На безымянной высоте" — от каждой мурашки по спине бегают. За каждой — фильмы, книги, рассказы родных, наша история! Два раза не надо вспоминать, что это за песня, с первых двух слов понятно. А какие темы, тексты, мелодии! Какой беззаветный патриотизм! Золотой фонд. То, что мы сегодня делаем с военными, по большому счету должно было бы делать государство. Я имею в виду людей, которых мы выбрали, чтобы они выражали наши чаяния. К великому сожалению, ни это заботит подавляющее большинство депутатов и чиновников правительства. Поэтому мы и вынуждены сами искать деньги и возможности... Ну и найдем! Найдем и споем.[/i]А.: — Насколько слов о перспективах "Антологии военной песни"...[i]Г.Г.: — Прошла подготовительная работа над записью диска и двух кассет, хочется выпустить видеофильм, выступать с гастролями, сделав эту программу более театрализованной, с элементами спектакля. И что особенно важно, надо добиться того, чтобы зал обязательно пел песни вместе с артистами. Порыв должен стать единым! Конечно "Антология" имеет и воинский адрес, но наибольшую пользу, думаю, она принесет дезориентированным подросткам с размытыми нравственными ценностями и отсутствием патриотизма, который сегодня не прививается молодому поколению. А ему так необходимы яркие примеры для подражания. "Антология", уверен, генетически затронет молодежь, потому что это песни наши: нашей страны, нашей земли — на них реагируешь и умом и сердцем.[/i]М.Г.: — Сейчас полным ходом идет работа над созданием презентационного комплекта с буклетом, где бы разъяснялось, что такое "Антология военной песни", видеокассетой, аудионосителями. Тогда представительские задачи значительно облегчатся. Хотя уже сегодня нашими единомышленниками стали Министерство культуры России, Министерство образования, Правительство Москвы, мэрия столицы, включившие проект в свои основные программы военно-патриотического воспитания. "Антологии" предопределено центральное место в новом крупном фестивале военной песни "Щит России", который состоится в этом году, на армейской площадке Московского открытого фестиваля авторской песни, где пройдет гала-концерт нашего проекта, идет работа над тем, чтобы представить его отдельной программой в Театре Российской Армии...Михаил Михайлов
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |