В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     

Персоналии: А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Э Ю Я

Пономарёва Валентина Дмитриевна
 -  Гостевая книга »

[Автор (полный), Актер театра, кино, Жанр: актерская песня, Жанр: бард-блюз, Жанр: народная (дворовая) песня, Жанр: романс, Жанр: шансон, Исполнитель]
Ранняя фотография отсутствует
Более поздняя фотография отсутствует
Пономарёва Валентина Дмитриевна. [Россия, Московская область, Москва]

Пономарёва Валентина Дмитриевна (10.07.1939) — джазовая солистка-вокалистка.

 

Родилась в Москве в семье профессиональных музыкантов.

Её родители были выпускниками Московской консерватории, отец — скрипач, мать — пианистка.

 

Валентина Пономарёва окончила Хабаровский институт искусств по классу вокала и по классу фортепиано. Дебютировала как джазовая солистка-вокалистка в конце 60-х годов, пела баллады, традиционные джазовые "эвергрины", выступала со многими ансамблями, работала в джаз-оркестре А. Кролла. Звонкий, необыкновенный голос певицы словно имитировал тембр трубы или флейты, когда она исполняла особо удававшиеся ей композиции в манере скэта.

 

С трио "РОМЭН" певица выступала 10 лет, гастролируя во многих странах мира, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк (1976), "Мидем-76", Канны (1976) и др. Пономарева исполняла романсы (русские, салонные, городские, жестокие, цыганские). Гастролировала с ними и участвовала в Международном фольклорном фестивале (Татеяма, Япония, 1989), Международном фестивале "Войс Овер" в Лондоне и Диссонантен-фестивале в Нидерландах (оба в 1990) и др. К середине 80-х годов она уже известнейшая певица, ей посвящены восторженные отзывы прессы. "Трудно найти в советском джазе индивидуальность более уникальную и более музыкально универсальную, чем вокалистка Валентина Пономарева. Ее музыкальный портрет, представляемый здесь фирмой Лио Рекордс, займет выдающееся место в галерее современного искусства", — писал о ней Ефим Барбан в 1984.

 

И, действительно, Пономаревой доступно все — и цыганская песня, и жестокий романс, и фри-джаз, и импровизационная музыка. Она выступает на фестивале советского авангардного джаза в Цюрихе (1989), фестивале современной музыки в Хаддерсфилде (Англия, 1990), на фестивале "Джазовое лето-91" в Италии (1991) и др. С середины 80-х годов начинают выходить ее диски с А. Вапировым, С. Курехиным, с группами "АРХАНГЕЛЬСК", "АКВАРИУМ", с С. Губайдулиной, с В. Резицким, и также сольные альбомы "Искушение", "Terra incognita", "Птица печали" и др. Сотрудничает со многими известнейшими музыкантами мира. Принимала активное участие в озвучивании более 20 фильмов. Ее голос звучит за кадром в фильмах "Жестокий романс", "Агония", "Чучело", "Пейзаж в можжевельнике" и др.

 

Валентина Пономарева — лауреат всероссийских конкурсов, лауреат международного конкурса "МИДЕМ-75", лауреат многих джазовых отечественных фестивалей. В 1991 основала в Москве "Музыкальный театр Валентины Пономаревой", является его руководителем.

 

Валентина Пономарева — яркая звезда на небосклоне отечественного вокального джаза. По широте творческого диапазона ей трудно найти равных. Она обладает безупречным исполнительским мастерством, прекрасно владеет искусством импровизации. Ей подвластно все: народная песня и джаз, классическая музыка и стиль рок. Валентина Пономарева без сомнения одна из блестящих представительниц джазовой вокалистики.

www.russiandvd.com

 

 

Она родилась, чтобы стать певицей. Ее артистическая судьба сотворена и

предсказана самой природой, наградившей это хрупкое очаровательное создание

таким талантом, таким голосом и такой душой, чистой и нежной, которые даже

унылая серость будней, запреты прошлых лет не смогли затоптать, загасить,

разменять. Судьба Валентины Пономаревой , как и ее талант, поистине

уникальна.

 

Ее принадлежность к дворянскому роду Лукашовых по линии матери сплелась с

древним цыганским родом Пономаревых-Эрденко. Это ее двоюродный прадед Михаил

Эрденко был всемирно известным цыганом-скрипачом, профессором Московской

консерватории, гастролировал по всей Европе. Родители Валентины — скрипач

Дмитрий Пономарев и пианистка Ирина жили в студенческом общежитии

консерватории, поэтому первыми звуками, погрузившими девочку в мир музыки,

были звуки фортепиано и скрипки.

Едва научившись ходить и говорить, маленькая Валя стала ученицей мамы. Так

начиналось постижение классической музыки. Позже, находясь в среде

многочисленной цыганской родни, юная Валентина попадает в иной музыкальный

мир, зачарованно слушает романсы, зажигательные цыганские песни и сама

принимает участие в домашних праздниках. Вскоре у девочки обнаруживаются

незаурядные вокальные данные.

 

Она поступает в Институт Искусств в Хабаровске, где жила в этот период ее

семья, и становится студенткой сразу двух факультетов — фортепиано и

вокального. Казалось бы, музыкальное будущее уже определилось, но парадоксы

творческих устремлений Валентины только начинались. В то время

радиоприемники Хабаровска легко принимали японские радиостанции, постоянно

транслировавшие джазовую музыку. Валентина могла слушать ее бесконечно.

Позже она скажет: "Джаз — моя первая любовь".

 

Валентина закончила Институт Искусств и, вместо того, чтобы продолжить

занятия классическим пением в консерватории, неожиданно для всех принимает

приглашение в драмтеатр на роль цыганки Машеньки в спектакле ''Живой труп'' по

Л. Н. Толстому. И это очередной парадокс судьбы Валентины Пономаревой :

училась классическому пению и музыке, мечтала о джазе, а дебютировала в

театре в драматической роли, где еще и пела цыганские песни.

 

Успех был просто ошеломляющим, чему способствовала "Невечерняя", впервые

исполненная в этом спектакле юной актрисой и певицей. А затем была еще одна

ступень на ее звездном пути: Валентина стала артисткой Московского

цыганского театра "Ромэн". Ошеломляющий успех трио "Ромэн" в стране,

гастроли по всему миру, выступления на телевидении и радио, грамзаписи,

казалось, — о чем еще можно мечтать? А Валентина Пономарева мечтает: о

джазе!

 

На пике славы она уходит из трио и погружается в совсем иной музыкальный

мир, участвуя во многочисленных рок— и джаз-фестивалях, выступает и

записывается с теми, чьи имена позже составят славу русского джаза. В 1992

году журнал ''Джаз'' назвал Валентину лучшей певицей года. И вот уже о русском

чуде джаза восторженно писали за рубежом, диск "Предсказательница" вошел в

десятку лучших альбомов мира.

Когда же джаз у нас вырвался из-под запрета, и наш слушатель, открывший

давно известное миру, был потрясен и покорен, она неожиданно делает новый

вираж:возвращается к романсу. По приглашению Андрея Петрова, и, может быть,

неожиданно для самой себя она соглашается спеть за кадром несколько романсов

к фильму Эльдара Рязанова "Жестокий романс". Для восторженных зрителей стало

ясно: взошла новая звезда романса.

Накануне выхода фильма Валентина встретила долгожданного спутника жизни —

своего мужа Константина. Может быть, поэтому ее пение в фильме звучит с

такой страстностью и глубиной чувства, которые способна ощутить и передать

только любящая женщина. "Я пришла к романсу не случайно, — говорит певица. —

Их пела моя бабушка, мои тетки — прекрасные исполнительницы цыганских

романсов. В юности мне это пение казалось скучным, тогда я больше

реагировала на ритм и пульс в музыке.

 

А позже поняла — исполнение романса требует духовного и жизненного багажа"

Романс наполнил ее жизнь новым смыслом, новыми устремлениями. Не случайно ее

программа, с которой она гастролировала по США, Канаде, Японии, Англии, а

теперь и по всей России, названа "Душа моя — романс". "Ее романсы

превосходны. Она понимает, о чем поет, это теперь такая редкость.

Благородство и утонченность манеры — удивительны" — так, услышав Валентину

на концерте, отозвалась о ней живая легенда романса Изабелла Юрьева.

 

Валентина Пономарева считает жанр романса искусством сегодняшнего дня,

близким и понятным прежде всего молодежи: ведь главное содержание романса —

это история любви. Оттого на ее концертах много молодых людей. Валентина

получает от них записки и письма с размышлениями, кассеты с романсами

собственного сочинения.

Про эту неутомимую женщину можно смело сказать, что, достигнув очередной

творческой вершины, она тут же стремится к следующей, каждый раз удивляя

неожиданностью и вместе с тем логичностью, закономерностью всего, что она

делает. "Валентина Пономарева — поистине уникальная певица. Ей

подвластно все: народная песня и джаз, классическая музыка и стиль рок", —

говорил композитор Андрей Петров.

Как отмечают многие, главное, что объединяет эти такие разные жанры в

творчестве Пономаревой — это чувство стиля. Порой кажется, что на ее

романсовых и джазовых концертах поют разные певицы — настолько полно она

преображается. А что же дальше? Осуществление новых проектов, планов, идей.

"Я жива, пока живут во мне мои душераздирающие идеи", — говорит она. В

преддверии очередного юбилея чем еще поразит нас эта удивительная женщина,

певица, актриса? Возможно, этого не знает даже она сама.

Источник биографии: www.rampa.r.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024