(Текст предоставил: Гиви Чрелашвили) |
Чрелашвили Гиви |
Гиви Чрелашвили Посейдон редко бывал на Олимпе, поскольку, как и его брат Аид, не был олимпийским богом. Посещал он Олимп лишь тогда, когда его приглашал Зевс. Владыка морей и океанов и без Олимпа чувствовал себя довольно привольно. К тому же, чувство постоянного соперничества с Зевсом давало о себе знать. В глубине души Посейдон считал, что он ничуть не хуже Зевса, и то, что именно Дий считался верховным богом, он, Асфалий, (1) принимать явно не хотел. Но в этот раз он решил Олимп посетить, ибо сам Зевс настоятельно его просил об этом. Началась Троянская война, и мнения богов разделились в отношении того, чью сторону они хотели бы принять: ахейцев или троянцев. Зевс, который хранил нейтралитет, тем не менее, следил за тем, чтобы всё было по справедливости в этой войне. Ему нужно было знать на чьей стороне такой великий бог, как его брат Посейдон, причем о своей приверженности к тому или другому народу Асфалий должен был заявить всем богам на Олимпе на их собрании, которое Зевс и созвал. Посейдон это и сделал, заявив, что он на стороне ахейцев, как и Гермес, Гера и Афина. Аполлон, Артемида, Афродита и Арес, приверженцы троянцев, недовольно хмыкнули. Но тут язвительный Гермес заметил Зевсу: — А в самом деле, отец, так ли важно на чьей стороне собирается быть твой брат? Он ведь даже не олимпиец. — Попридержи свой язык, Психопомп! (2) — ответил ему Посейдон. — Тебе пристало бы с должным уважением относиться к владыке пространства, которое в три раза больше, чем территория всей земли. Ты просто озорной мальчишка по сравнению со мной, великим богом, который вполне достоин быть царем всех богов. — Ну это ты хватанул, братец! — сказал Зевс. — К тому же, я владыка всего неба, которое простирается как над землей, так и над морями и океанами, а потому территория моих владений больше, чем твоя. — Любовь повелевает везде, и на земле, и на небе, и в морях и океанах! — пылко высказалась Афродита. На что Персефона мрачно заметила: — Мой супруг — владыка подземного царства, которое по своей территории многократно превосходит территории неба, земли и водного пространства, вместе взятых. Один только Тартар, часть это царства, больше, чем все ваши владения. Тут на Олимп, прямо в то место, где проходило собрание богов, откуда-то сверху спустилось большое и странное существо. Оно было четырёхглазым, с золотыми крыльями, головы быков венчали его бока, змея извивалась на его голове, фаллос находился на заду, при этом существо то рычало, как лев, то мычало, как бык. — Приветствую вас, боги всевозможного, ничего из чего однако даже сравниться не может с тем, чем повелеваю я! — заявило существо. — Я — Фанет, самый первый бог, рожденный из мирового яйца. Когда я повелевал миром, вас еще всех и в зародышах не было. Вы меня даже не знаете в ваших пространствах земли, неба, водной стихии и подземного царства. Вам невдомек, что я повелеваю космосом, имеющим такое неограниченное пространство, по сравнению с которой все ваши территории, вместе взятые, не то, что покажутся меньше песчинки, а их вообще невозможно будет заметить! * * * * * — В самом деле, Ономакрит, сколько можно? — воскликнул афинский правитель Писистрат, прочитавший очередное сочинение своего придворного поэта. — Я глубоко уважаю и ценю твой талант и твою преданность, но твое стремление создать при помощи своих произведений новую мифологию, которая полностью отлична от нашей классической эллинской, мне совершенно не понятно. Да еще и назвать свое основанное мифологическое течение орфизмом, а его последователей — орфиками. При чем тут Орфей? Разве он когда-либо в своих произведениях, дошедших до нас, упоминал о том странном существе Фанете, которое ты считаешь богом-демиургом? Бог, рожденный из мирового яйца — это же бессмыслица чистой воды. Что такое вообще мировое яйцо? Первым богом был Хаос, это любой афинский мальчишка знает. Он сам себя возродил из пустоты. Ничем Писистрату Ономакрит не возразил, а только попросил дозволения уйти в свои покои. Там он стал записывать складывающее у него в уме во время тирады Писистрата новое поэтическое сочинение. От имени Орфея, разумеется. "Влево от входа в подземное царство найдешь ты источник; Недалеко от него кипарис возвышается белый. Остерегись и пройди стороной; приближаться опасно. Дальше другой ты встретишь источник: холодные воды Катит из озера Памяти он, и хранит его стража. Молви ей так: "Дитя я земли и звездного неба; Род мой начало ведет от неба. Знайте же это. Жаждой томлюсь я и гибну. Но дайте скорее напиться Мне холодной воды, что из озера Памяти льется". И немедля испить подадут тебе влаги священной. И тогда ты там воцаришься меж прочих героев." Орфей (3) 4 апреля 2021 г. (1) Асфалий — один из эпитетов бога Посейдона. (2) Психопомп — один из эпитетов бога Гермеса. (3) Процитированное стихотворение в переводе Згадай-Северского (Сергея Владимировича Завадского) приписывается Орфею. Однако многие античные историки склоняются к тому, что подлинным автором его является Ономакрит, афинский поэт VI века до н.э., основатель орфической школы, живший при дворе афинского тирана Писистрата.