Текст выверен автором - Гиви Чрелашвили
(Текст предоставил: Гиви Чрелашвили)
Чрелашвили Гиви

Персефона

                  Гиви Чрелашвили

Время оставить царствие мертвоживущих, (1) 
Можно гулять над морем, вдыхая бриз,
Только нет Адонѝса (2) в краях цветущих,
Впрочем, а так ли нужен ей Адонис?

Пылкий любовник разумом – раб Афродиты, 
Той досталось сполна за хитрый обман, (3)
Прежние страсти сердца почти позабыты,
И не пьянит уже любовный дурман. 

Радостно матерь многострадальную видеть, (4)
Только с отцом великим гнетет родство, (5)
Всем, кто ее сумел хоть однажды обидеть,
Мстила сурово Кóра, (6) кроме него. (7)     

Что до редких любовниц супруга Аида, (8)
Не повезло им, бедным, больше всего,
Ибо она безжалостно и неприкрыто 
Силой уничтожала их естество. (9)

Не потому, что ревность богиню Олимпа
Грызла к супругу, Кора – царица тьмы 
И не позволит разным смазливеньким нимфам       
Поводы сеять в я'довые умы. 

Нет у нее детей от властителя ада, (10)
От Адониса тоже ей не родить,
Тех же, кого она сотворила когда-то,
Вместе с отцом их блудным лучше забыть. (11)

И остается в жизни лазурное небо,
Чтоб, отгуляв над морем по облакам,
Снова вернуться к мрачным просторам Эрéба (12)
И рассказать Гекáте (13) о жизни там. (14)

Стоя в туманном облаке у небосклона,
Выльется ли в розовеющую синь
Дивная и чарующая Персефона,
Самая несчастливая из богинь?


23 сентября 2010 г.


(1) По соглашению между Аидом, Зевсом и Деметрой при содействии богини–матери Реи Персефона три месяца в году должна была проводить в подземном царстве Аида, а остальные девять месяцев 
могла находиться с матерью Деметрой на Олимпе. Гекате, богине мрака, ночных призраков и чародейства, было поручено следить за тем, чтобы этот договор не нарушался. 
После того, как Деметра, омраченная тем, что ее любимая дочь пропала, запретила на земле деревьям плодоносить, а травам – расти, Зевс, обеспокоенный таким положением дел, готов был вернуть ей Персефону, 
похищенную с его молчаливого согласия братом Аидом, но только если Персефона не попробовала пищи мертвых, то есть, не ела ничего из того, чтобы произрастало в царствии Аида. Хитрый Аид однако перед самым 
ее возвращением к матери Деметре дал ей отведать семь зернышек граната, который рос в саду царства мертвых. Поэтому совсем вернуть Персефону Деметре не удалось, а пришлось договариться о том, что три месяца 
в году Персефона всё же будет проводить в царствии мертвых. 

(2) Спор двух богинь, Афродиты и Персефоны, за право обладать Адонисом, в итоге закончился тем, что Персефона перехитрила Афродиту, и той Адонис достался лишь на летние месяцы в году, а всё остальное 
время Адонис должен был оставаться в царстве мертвых, а, стало быть, находился во власти Персефоны. Однако сама Персефона, в свою очередь, девять месяцев в году проводила вне царствия Аида у матери Деметры 
и в течение этого времени видеть Адониса не могла, даже если он был в это время не в обществе Афродиты, а в царствии мертвых. 
В древнегреческом языке в имени "Адониc" ударение приходится на второй слог, однако в русском транскрибированном варианте правомочными являются два ударения: на второй слог и на третий.

(3) Афродита сама же стала причиной рождения Адониса, когда решила наказать Смирну (Мирру) за то, что ее мать хвасталась, будто имеет дочь прекрасней самой Афродиты. Кроме того, сама Смирна не почитала 
богиню Афродиту. Богиня любви внушила Смирне любовь к родному отцу, кипрскому царю Киниру. Аполлодор пишет, что есть две другие версии того, как звали царя, дочь которого решила наказать Афродита. 
По версии Паниасида, царя звали Тиант, и он был не кипрским царем, а ассирийском. А по версии Гесиода, это был царь Феникс из финикийского города Библоса, кроме того, дочь его, которую решила наказать 
Афродита, звали Алфесибея. 
После того, как Афродита внушила дочери страсть к ее родному отцу, та, взяв в соучастницы свою кормилицу, которая двенадцать дней спаивала царя, двенадцать ночей подряд провела на ложе с отцом, который и не подозревал, что 
имеет связь со своей дочерью. Когда же истина ему открылась, он насколько был взбешен, что с мечом погнался за собственной дочерью. Видя, что отец ее настигает с мечом в руке, дочь взмолилась богам, и те пожалели ее, превратив в дерево, которое
называется смирной (или мирровым деревом). Спустя девять месяцев дерево треснуло, и из него выпал ребенок, названный Адонисом. По другой версии, дочь в дерево превратила сама Афродита, которая уже стала жалеть 
о содеянном, а отец, подбежав, ударил мечом по стволу, ствол треснул, и из него выпал младенец Адонис. Он был такой хорошенький, что Афродита, тайно ото всех, положила его в ларец и отдала на сохранение Персефоне. 
Та, увидев, насколько прекрасен младенец, перенесла Адониса в свой дворец и вырастила его, а когда Адонис стал красивейшим юношей, сделала его своим любовником. Поэтому, когда Афродита вновь посетила Персефону 
с требованием вернуть ей Адониса, та наотрез отказалась это сделать. 
Тогда Афродита потребовала созвать суд богов. Согласно Аполлодору, суд вершил сам Зевс, но по другим источникам он, решив избежать участия в таком неприглядном и деликатном деле, как спор двух богинь за одного 
смертного любовника, передал право решать музе эпической поэзии Каллиопе. Было решено, что обе богини имеют равные права на Адониса, а потому треть года Адонис будет проводить в обществе Афродиты, треть года – 
в царствии мертвых с Персефоной, а последнюю треть года он может проводить, где пожелает, по своему усмотрению. 
Именно этим, последним условием, Афродита и воспользовалась, чтобы воплотить свою хитрость. Она с помощью своего волшебного пояса любви совершенно покорила Адониса, и тот по собственному желанию проводил с Афродитой 
и третью треть года тоже. 
Персефона, конечно, поняла, в чем дело и что Афродита ее обманула. Тогда она решила перехитрить Афродиту, а заодно и наказать за хитрый обман. Она сообщила богу Аресу, основному любовнику Афродиты, что та предпочитает 
ему простого смертного. Арес, воспылав ревностью, обернулся диким вепрем и задрал насмерть Адониса прямо на глазах Афродиты, когда тот охотился в горах. 
Таким образом, Адонис очутился в царствии Аида во власти Персефоны, причем уже не на треть года, а навсегда. Всё, что смогла сделать убитая отчаяньем Афродита, так это упросить Зевса, чтобы на летние месяцы Адониса 
отпускали бы к ней. 

(4) Многострадальная матерь – Деметра, мать Персефоны, сестра Зевса, Посейдона и Аида. Аполлодор, правда, пишет о том, что Персефона была рождена от Зевса богиней священной реки Стикс, но тут же сам, двумя главами позже, 
повествует о том, что Деметра отправилась на поиски Персефоны после того, как ее похитил Аид с помощью Зевса, то есть, всё же приходит к распространенной версии. 
Деметра действительно много выстрадала. Она насколько переживала из-за того, что пропала ее дочь Персефона, что перестала ведать природным миром, пустив развитие того на самотек. Кроме того, ей ведома горечь насилия. 
И если Зевс соблазнил Деметру, представ пред ней в образе змея, который сломил сопротивление слабо упирающейся сестры, что можно назвать легкой формой насилия (от этой связи и родилась Персефона), то Посейдон изнасиловал 
Деметру в самой грубой форме. 
Бог морей постоянно страдал от осознания того, что его брат Зевс был главным богом и считался могущественней его, всегда всем хотел доказать, что он не менее могуществен, чем Зевс, и, если что-то можно Зевсу, то это можно и ему. 
В частности, если Зевсу можно было войти в соитии с их сестрой Деметрой, то почему это нельзя и ему, Посейдону? Он стал домогаться Деметры в самый неподходящий для той момент: когда Деметра была опечалена тем, что пропала 
Персефона и всюду ее искала. Деметра меньше всего была расположена в этот момент к любовным утехам и совершенно не хотела связи с Посейдоном. 
Недалеко как раз располагался табун лошадей, принадлежащих аркадскому царю Онку. Желая скрыться от притязаний Посейдона, Деметра обернулась кобылицей и смешалась с другими кобылами стада. Но Посейдон тут же обернулся конем, 
нашел Деметру среди других кобыл и силой овладел ее. От этой связи был рожден конь Арион. 
Однако, по версии Павзания, от Посейдона Деметрой был рожден не Арион, а нимфа, которую Павзаний называет Деспойна, подчеркивая однако, что это не имя нимфы, а ее эпитет, а имени нимфы он раскрыть непосвященным не может. 

(5) Персефона – единственная из богинь, которой овладел Зевс при том, что она являлась его родной дочерью. Естественно, после этого никаких добрых чувств Персефона к отцу Зевсу испытывать не могла. 
При всей похотливости и блудливости Зевса, такого себе в отношении своих дочерей-богинь он не позволял. Персефона была единственным исключением. Правда, Лактанций ("Божественные установления", I 17,9) утверждал, что Эрот был 
рожден Афродитой от Зевса, а по версии Гомера Афродита была дочерью Зевса от нимфы Дионы. Однако есть и другая, более распространенная, версия Гесиода, по которой Афродита была рождена из крови оскопленного Урана, смешанной 
с морской пеной, у берега острова Кипр, от чего и возник ее эпитет "Киприда", а Лактанций придерживался именно версии Гесиода о происхождении Афродиты, поэтому даже с точки зрения Лактанция Зевс, зачавший Афродиту Эротом, 
не имел связи с собственной дочерью. 
О том, что Зевс овладел Персефоной, явившись к ней в виде змея и соблазнив ее так же, как это сделал с ее матерью Деметрой, сказано у Нонна Панополитанского, древнегреческого эпического поэта V в. н.э., выходца из египетского 
города Панополя ("Деяние Диониса", V 565). Это довольно поздний источник, однако есть и более ранний, который описывает другой эпизод овладевания Зевсом Персефоны в царствии Аида. Об этом сказано в орфическом гимне LXXI, 
посвященном Мелинои. Первые орфические гимны относят к VI в. до н.э., так что это сравнительно ранний источник. 
Есть еще один эпизод, упомянутый Цицероном, из которого тоже следует, что Зевс имел связь с Персефоной ("О природе богов", III 58). Кроме того, нельзя не сказать об эпизоде, описанном древнегреческим философом Афиногором, 
жившим во II в. н.э. ("В защиту христиан", 20). Афиногор пересказывает эпизод, описанный орфиками в невыявленном источнике, который без сомнения явился основой для версии Нонна Панополитанского. В этом эпизоде повествуется о том, 
что Зевс преследовал свою мать Рею, которая была в образе змеи. Зевс сам превратился в змея и овладел матерью, от связи с которой родилась дочь, которую прозвали Афила, а реально это была Ферсефона, она же Кора 
(известно, что Ферсефона – это один из вариантов имени Персефоны, кроме того, Кора не оставляет никакого сомнения, что речь шла именно о Персефоне). Более того, оговаривается, что матерью Афилы была Рея, мать Зевса, или Деметра. 
И еще то, что Зевс после этого в образе того же змея насильственно овладел и дочерью Ферсефоной тоже. 

(6) Кора – другое имя, под которой была известна Персефона. Более того, считалось некоторыми поздними авторами, что именно Кора и являлось истинным именем Персефоны, а "Персефона" – это лишь эпитет, однако подтверждения этому 
в ранних источниках не найдено. Кроме всего прочего, Кора в переводе с греческого означает "дева", "девушка", а это позволяет предполагать, что, наоборот, "Кора" является эпитетом, а "Персефона" – истинным именем. 

(7) Дело, скорее, не в том, что Персефона не считала возможным отомстить собственному отцу, а в том, что Зевс был слишком могущественным для того, чтобы Персефона осмелилась попытаться ему отомстить. 

(8) Имеются в виду Левка, прекрасная океанида, нимфа, в которую влюбился Аид и похитил, забрав с собой в подземный мир, и наяда Минта (Минфа, Мента), нимфа, которая в царствии Аида получила имя "Кокитида" 
(по имени подземной реки царствия Аида Кокит) и которая была наложницей Аида. 

(9) С нимфой Левкой Аид вступить в связь не успел, хотя уже был готов к этому. Однако Персефона его опередила и превратила Левку в белый тополь, который стал расти в царствии Аида на берегу реки Памяти. 
Что же касается наяды Минты, которая была страстной любовницей Аида, то Персефона ее растоптала, сравняв с землей, после чего превратила в садовую мяту. 

(10)О детях Аида в древнегреческих источниках не сказано ничего. Единственное упоминание о дочери Аида Макарии, богини блаженной смерти, есть в Суде, византийском словаре, который считается довольно поздним источником, датированным 
концом X – началом XI в. н.э. Кроме всего прочего, Суда ничего о матери Макарии не сообщает. Однако в древнегреческой мифологии Макария не имела никакого родства с Аидом. Это была старшая дочь Геракла и Деяниры, которая принесла 
добровольно себя в жертву Персефоне, согласно традегии Еврипида "Гераклиды". Именно потому она и стала богиней блаженной смерти, а не потому, что, как можно подумать согласно византийскому словарю, была дочерью Аида. 

(11)О детях Зевса и Персефоны сообщают Нонн Панополитанский, LXXI орфический гимн и Цицерон. Согласно Нонну Панополитанскому, сыном Зевса и Персефоны был рогатый Сабасий, божество мистерий, известный также под именем Загрей 
(его же иногда называют "старшим Дионисом"). Цицерон сообщает о дочери Зевса и Персефоны, которую он называет "Артемида первая", рожденная еще до появления Артемиды, дочери Зевса и богини Лето. 
Мелинои, дочери Зевса и Персефоны, посвящен один из орфических гимнов. 

(12)Эреб – мрачная темная часть подземного царства мертвых, где находился дворец Аида и Персефоны. 

(13)Геката была подругой и постоянной спутницей Персефоны в царстве мертвых. Однако они надолго расставались с Персефоной, когда та посещала мать Деметру на Олимпе, а Геката оставалась в подземном мире. 

(14)... о жизни там – то есть, о жизни в другом мире, в царствии богов на небесном Олимпе, куда Геката доступа не имела. Даже мир людей она могла посещать, как богиня мрака, только ночью, а не при свете солнца. 

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта