http://www.dolsky.ru/show_arhive.php?id=194 Дольский Александр

Итак, игра ...

Аркадию Райкину.

                  Александр Дольский



Когда твердят — не верь словам, 
я этих слов совсем не слышу, 
но мысль моя смелей и выше, 
когда твердят — не верь словам. 
Все мироздание колышут 
слова с любовью пополам. 
Я этих слов совсем по слышу, 
когда твердят — по верь словам. 
1980 

2. 
В два голоса. 

Пусть будет наш удел высок 
и мы порой достойны драмы, 
но нами правит не восток, 
а ощущенье панорамы. 
Рискни по-новому прочесть 
день нынешний и день вчерашний, 
но Пимену дороже честь, 
чем слава и обилье брашны. 
Обыкновенные слова 
слагают правды хромосомы. . . 
Зане и ухает сова, 
что когти в жертве невесомы. 
Примерим платье королей, 
проткнем язык по-африкански, 
но нет трудней среди ролей — 
Сыграть себя по-христиански. 

Ошейник в будке Гесперид— 
причина хворости и боли, 
но Цербер на цепи не спит, 
он нам опасен и в неволе. 
Нас били в поддых сапогом, 
и поглощала кровь рубаха. . . 
Нет у художника врагов — 
он сам свой царь, палач и плаха. 
Цель упоительней и чище, 
чем нереальнее исход. . . 
Но ищем мы на пепелище, 
где Феникс рок-н-ролл поет. 
Пусть будет наш удел высок 
и добросовестен наш улей. . . 
Что примут сердце и висок - 
терпенье, срам, надежду, пулю? 
1979 

3. 
Открывается занавес — это 
начинается жизни пора. 
Первый акт — узнавание света, 
безмятежного детства игра. 
Усложняются правила пьесы, 
выбираем партнеров себе, 
примеряем любовь, интересы, 
намечаются роли в судьбе. 
Разучив монологи и споры, 
занимаем па сцене места -- 
все коллеги мы, все мы актеры, 
и у каждого роль не проста. 
Нет прогонов и нет репетиций, 
а премьера идет каждый час. 
Мы стараемся не ошибиться, 
повторяя ошибки не раз. 
Жизнь — театр, кто сердце и нервы 
бережет до удобной поры, 
за кулисы спасается первый 
от жестокой и честной игры. 

1979 

4. 
Когда усталость беспощадно 
лишает легких дум и сна, 
жизнь представляется нескладной 
и давит на сердце вина. 
и если встанешь у порога - 
так беспростветен дальний путь, 
и в прошлом радости немного, 
и в завтра страшно заглянуть. 
И кажутся самообманом 
все иделы лучших дней, 
и подвести итог пора нам - 
чем безотрадней, тем верней. 
Итог... но этого нам мало, 
смелей вперед, и все сначала! 
1981 

Ах, кто себя не ублажал 
игрой, обманом, сказкой?! . . 
Корона, скипетр, кинжал, 
трагическая маска — 
все в ход пошло, и так у нас 
причудливы подмены — 
не узнаем себя подчас 
в чертогах Мельпомены. 
Не оценив сюжет простой, 
до окончанья дней 
мы целью жизни ставим то, 
что служит средством к ней. 
Признав достоинства сумы, 
мы любим звон монет, 
играем в души и умы людей, которых нет. 

Идей великих механизм 
сносился и исчез — 
на первом месте организм, 
обмен его веществ. 
Косметика и камуфляж, 
и фраз пустых игра, 
и реквизит громоздкий наш — 
вчерашняя пора. 
Кто эту пьесу написал, 
кто ставил, кто играл, 
подмостки где и где тут зал, 
когда нам ждать финал? 
Оставь игру И разговор, 
да будет темой жизнь. . . 
Ты сам и автор, и актер, 
так истины держись! 
1979 

6. 
Итак, игра. . . Не упрощая, 
не унижая жизни суть, 
мы можем правила чуть-чуть 
домыслить, промахи прощая. 
Не сразу дорастаем мы 
до роли трудной и понятной, 
к которой тянутся невнятно 
сердца любые и умы. 
О вечных истинах порой 
была во-первых наша тема, 
и лишь сигнальная система 
была у нас всегда второй. 

Итак, игра. . . Участье в ней мы 
всем существом принять, должны, 
отнять ошибки от вины 
и всепрощению не внемля. 
Мы ясно чувствовали час 
и понимали, где опасность, 
когда удобная неясность 
уводит от решений нас. 
Мы все отдали, что смогли, 
а взяли то, что было лишним. 
Хотя ненужным-то у ближних 
бывает часто соль земли. 

Итак, игра. . . В ее ловушки 
влечет успех и тянет слово, 
но в ней любовь и жизнь основа, 
а остальное все — игрушки. 
Подчас казалось, со стеной 
мы диалог вели, измучась, 
и все ж благословенна участь, 
когда словесность за спиной. 
И чем судьба порою круче, 
тем жизнь тревожней и полней, 
а сердце — чем оно больней, 
тем роль свою честнее учит. 
1979 


7 
Как мы трудно умнеем и долго, 
принимая то тех, то иных 
да глашатаев нашей вины, 
за певцов искупленья и долга. 
Как печальна их участь порой 
и опасна тональность сомнений - 
в тайны мира их проникновении не 
увидишь за хитрой игрой. 
Но признаться нам стыдно подчас, 
что худонхник убого поянтен, 
ну а вдруг бесталанно невнятен — 
хоть пытай, не услышишь от нас. 

Это лень и душевный уют 
из тепла не пускают, из шкуры, 
и пласты вековые культуры 
нам сокровища не отдают. 
Неразобранный этот багаж 
черным ящиком давит на плечи, 
и скрежещут кондовые речи, 
и изящный звенит эпатаж. 
Так легко, овладев ремеслом 
и повадкой духовной элиты, 
убедить всех, что где-то болит там, 
и, конечно, с большим мастерством. 
И поверит доверчивый суд 
в глубину твоей мысли и страсти, 
ты добьешься над думами власти, 
и тебя над людьми вознесут. . . 
1981 

8. 
Для гениального ума 
прекрасный мир всегда трагичен 
и, в сущности, непоэтичен 
для гениального ума, 
хотя в природе без различий — 
везде поэзия сама, 
прекрасный мир всегда трагичен 
для гениального ума. 
1979

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта