Текст выверен автором - Гиви Чрелашвили
(Текст предоставил: Гиви Чрелашвили)
Чрелашвили Гиви

Юнона

                  Гиви Чрелашвили


К музам взывая, склоняюсь я пред богиней Юноной, 
Столь прекрасной в величье своем, cколь в красе горделивой. 
Может, другие богини способны ликом и станом 
С ней сравниться в сияющем блеске, но как ни прекрасны
Были они бы, достигнуть величья дочери Реи (1) 
С дивным взором ласкающим им никогда не удастся. 

Гордой богине Юноне любви от грозного брата 
Вовсе было не нужно, тем более, зная характер
Блудный его и стремленье к соитью с каждой богиней,
Нимфой, даже со смертной смазливой девицей, 
Той, что о гордости по разговорам знала лишь только, 
Сразу богу такая покорно готова отдаться. 

И никогда бы супругой его Юнона не стала, 
Если б силой и хитростью не овладел ею Статор, (2)
Сколько же можно теперь от него сносить оскорбленья, 
Сотни всяких любовниц Феретрия (3) зреть с байстрюками? 
Ио, (4) Данаю, (5) Элару, (6) Алкмену, (7) Этну, (8) Европу, (9)
Меру, (10) Леду, (11) Каллѝсто, (12) Эгину (13) – всех разве упомнишь? 

Ни у кого, у божеств ли, у смертных, нет и не будет 
Глаз чудесней волшебных очей волоокой богини;
Лучшее время в году попадает как бы случайно 
В центр его, но не умысел в этом ли скрытый и тайный? 
Месяц июнь потому в честь Юноны назван жрецами, 
Что вобрал он в себя величавость ее с красотою. 

Разве, Юнона, достоин вниманья малого даже 
Случай давний, когда присудил нечестивый троянец (14) 
Яблоко вздорное ветреной шлюхе, той, кто гордится 
Тем, что все называют ее проституток богиней? (15)
Если же тело призывно и для соитья желанно, 
Разве можно считать наилучшей владелицу плоти? 

Так для чего, Календария, (16) нужен символ невзрачный, 
Если он ничего доказать и украсить не может? 
Пусть Эруцина (17) кичится своим отточенным задом,
Ты ж, Юнона, возвышенна, ты совершенно чудесна, 
Нет ничего, что способно твое низвергнуть величье, 
Ты прекрасна и вне вероломной Дискордии (18) дара.

30 июня 2010 г.



(1)  Рея   – сестра и супруга Сатурна, великая Матерь богов (Magna mater), детьми которой были боги Юпитер, 
Плутон и Нептун и богини Юнона, Церера и Веста.

(2)  Статор – один из эпитетов Юпитера, означающий "Становитель", то есть, "останавливающий отступление".

(3)  Феретрий – еще один эпитет Юпитера, означающий "Разитель". 

(4)  Ио – дочь аргосского царя Инаха, любовница Юпитера, от которого родила сына Эпафа.
  
(5)  Даная – дочь аргосского царя Акрисия, которая была помешена им в подземную темницу, ибо он получил предсказание дельфийского оракула, что погибнет от руки собственного внука.
Любовница Юпитера, к которой он проник в темницу в виде золотого дождя и от которого она родила героя Персея.  

(6)  Элара – дочь царя Орхомена, который основал аркадские города Орхомен и Метидрион.
Любовница Юпитера, которую, будучи от него беременной, тот спрятал под землю, боясь ревнивого гнева Юноны. 
Элара родила под землей от Юпитера гигантского сына Тития, которого тот потом вывел из-под земли на свет.

(7)  Алкмена – дочь микенского царя Электриона, жена Амфитриона, фиванского царя.
Любовница Юпитера, родившая от него героя Геркулеса.  

(8)  Этна – сицилийская нимфа, по одной версии – дочь исполина Бриарея, по другой – Урана и Теллуры. По ее имени названа сицилийская гора Этна.
Любовница Юпитера, от которого ее были рождены близнецы Палики, демонические существа, два духа серных источников, обитавших возле вулкана Этна.

(9)  Европа – дочь финикийского царя Агенора и Телефассы, сестра Кадма, Фойника и Килика.
По другой версии – дочь Фойника и Перимеды.
Любовница Юпитера. 
Юпитер, влюбившись в Европу, превратился в смирного быка и, дав ей усесться на его спину, переплыл с ней море и прибыл на остров Крит. На острове Европа родила от него Миноса, Рамаданта и Сарпедона. Однако, по версии Гомера, Сарпедон был рожден от Юпитера не Европой, а Лаодамией, дочерью Беллерофонта. 

(10) Мера – дочь аргосского царя Прета.
Любовница Юпитера, родившая от него Локра.
Мера была подругой богини Дианы и охотилась вместе с ней. Когда Диане стало известно, что Мера родила Локра, она застрелила ее из лука, ибо та давала ей обет оставаться девственницей.

(11) Леда – дочь этолийского царя Фестия, жена спартанского царя Тиндарея.
Любовница Юпитера.
По одной из версий мифа, Леда родила от Юпитера Елену и Полидевка и одновременно с ними родила от Тиндарея 
Кастора и Клитемнестру. 
По другой – Кастор и Полидевк были детьми Зевса, а Елена – дочерью Тиндарея.
По Гомеру, Леда родила от Юпитера только Елену, а Кастор и Полидевк были детьми Тиндарея.
В более поздней версии мифа Юпитер соблазнил Леду, явившись к ней в виде большого лебедя.

(12) Каллисто – дочь аркадского царя Ликаона по версии Евмела, нимфа – по версии Гесиода, дочь Никтея, фиванского царя, – по версии Асия, дочь Кетея из Аркадии – по версии Ферекида.
Охотница и спутница богини Дианы, с которой вместе охотилась и которой дала обет оставаться девственницей. 
Невольная любовница Юпитера, который обольстил ее, явившись к ней в образе Аполлона (по другой версии мифа – в образе самой Дианы).
От этой связи у нее родился сын Аркад.
По одной версии мифа, Диана застрелила Каллисто из лука за то, что та нарушила обет девственности. По другой версии мифа, Юпитер, чтобы скрыть Каллисто от гнева Юноны, превратил ее в медведицу, которую застрелила из лука Диана, после чего Юпитер 
превратил Каллисто в созвездие Большой Медведицы. По третьей версии мифа, превращенную в медведицу Каллисто хотел застрелить охотившийся ее же родной сын Аркад, и Юпитер, чтобы спасти Каллисто, превратил ее в созвездие Большой Медведицы. 
Согласно русской транскрибированной версии имени "Каллисто", ставшей уже традиционной, ударение в нем пришлось на второй слог, хотя, согласно правилам ударения древнегреческого языка, ударение в этом имени было на последнем слоге (на долгой гласной "омега").  

(13) Эгина – дочь флиасийского речного бога Асопа.
Любовница Юпитера, который перенес ее на остров Ойнону. Там Эгина родила от Юпитера Эака.
Остров Ойнона после этого был переименовал в Эгину.
  
(14) Речь идет о Парисе, который был судьей в споре трех богинь, Юноны, Венеры и Минервы, за право именоваться самой прекраснейшей. Парис тогда присудил первенство Венере, отдав ей  яблоко, символизируюшее право быть самой прекрасной, ибо та пообещала ему любовь Елены, жены спартанского царя Менелая. 
 
(15) Венера считалась покровительницей проституток.
В Древнем Риме на Марсовом поле находился храм Венеры, который позиционировался именно как храм покровительницы 
проституток. Такой же храм находился на горе Эрикс в западной Сицилии.

(16) Календария – один из эпитетов богини Юноны, которая считалась также богиней календ, первого числа каждого месяца в Древней Риме, хотя, с другой стороны, календы, как первое число каждого месяца, символизировали начало и поэтому были посвящены Янусу, который считался богом начала. 
Юнона считалась и покровительницей замужных женщин – матрон, и в ее честь справлялся в мартовские календы 
(1 марта) праздник Матроналий в храме Юноны на Эсквилинском холме.  

(17) Эруцина – один из эпитетов богини Венеры, означающий покровительницу проституток.
  
(18) Дискордия – римская богиня раздора, аналог греческой богини Эриды.
Дар богини раздора – яблоко раздора с надписью "Прекраснейшей" – был специально подброшен Дискордией богиням, чтобы посеять в них раздор, выражающийся в соперничестве за право называться прекраснейшей. Так обиженная Дискордия мстила за то, что ее не пригласили, как всех других богов, на свадьбу Пелея и Фетиды. Именно это яблоко в дальнейшем Парис присудил Венере.
Однако раздор, посеянный этим яблоком между богинями Юноной, Венерой и Минервой, на этом не закончился. В обмен на яблоко, как символ права называться самой прекрасной, Венера обещала Парису любовь Елены, хотя та и была уже супругой спартанского царя Менелая. Елену с ее же согласия Парис похитил из Спарты, что явилось поводом к возникновению Троянской войны.    

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта