Текст выверен автором -  Лидией Ивановной
(Текст предоставил: Лидия Чинарёва)
Чинарёва Лидия Послушать (исп. Христос в доме у Марии и Марфы (картина))
Посмотреть (исп. Евангелие женщин (читать))

Евангелие от Марфы

Евангелие женщин

 

Евангелие от Луки — это ещё и Евангелие женщин. Нигде в Новом Завете не присутствует так много женщин, как в этом, третьем Евангелии. Это черта эллинистической культуры того времени: греки уже допустили женщину в общественную жизнь, тогда как в Палестине она остаётся малозаметной. А у Луки присутствие женщин очень заметно.

Прежде всего это Матерь Божия. Ей посвящены первые главы — Благовещение, Её путешествие в Нагорную страну, в город Иудин, посещение дома Захарии, где Она остаётся на три месяца. Ещё одна женщина — Елисавета, мать Иоанна Предтечи. Затем — пророчица Анна, дочь Фануилова, которая вместе с Симеоном Богоприимцем встречает Младенца Иисуса в храме (Сретение), хвалит Бога и пророчествует о Младенце, говоря о Нём находящимся в храме. Очень важно заметить фигуру пророчицы Анны на иконе "Сретение Господне", где она обычно изображена рядом с Симеоном, и Мария с Иосифом передают Младенца для благословения Симеону и Анне.

Наконец, Марфа и Мария, к которым Иисус приходит в Вифанию. Марфа принимает Его в своём доме, а Мария сидит у ног Иисусовых и слушает, что Он говорит. С точки зрения Талмуда, в котором сказано, что мудрость женщины — в веретене, это почти скандал: участие женщины в богословских разговорах, с точки зрения правоверного иудея, абсолютно недопустимо.

В Евангелии от Луки мы находим притчу о потерянной драхме (женщина теряет одну из десяти драхм, а потом ищет её). Она как бы дополняет притчу о закваске, которую женщина кладёт в тесто, — эта притча есть и в Евангелии от Луки, и в Евангелии от Матфея. Итак, женская тема в Евангелии от Луки — не принципиально новая, но здесь она подчёркнута.

И Марфу, и Марию мы встречаем не только у Луки, но и в Евангелии от Иоанна. Когда умирает Лазарь, Иисус приходит в Вифанию к Марфе с Марией. Именно отсюда, из этого текста, становятся ясны роль и место каждой из них.

Часто думают: какая молодец Мария — сидит у ног Иисуса и слушает Его слово. А Марфа, вместо того чтобы ловить каждое слово Спасителя, хлопочет по хозяйству!

Но из Евангелия от Иоанна мы узнаём об этих двух сестрах нечто более важное... Умер их брат Лазарь. Иисус приходит к ним в деревню. "Марфа, услышавши, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома" (Ин 11: 20). Та самая Мария, которая сидела у ног Христа, внимая каждому Его слову, просто плачет. Она сражена скорбью, но из этой скорби ничего не вырастает. Марфа же говорит Иисусу: "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой; но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день" (Ин 11: 21-24).

Она дважды произносит слово "знаю". Иисус в ответ на это говорит: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек. Веришь ли сему?" (Ин 11: 25-2б).

И вдруг Марфа, та самая Марфа, которая в Евангелии от Луки гремит посудой, восклицает: "Верую!" Она совершила тот прорыв к Богу, к вере, который в данный момент оказался невозможным для Марии...

Мы все много знаем о Боге, но часто при этом мало верим. Более того, чем больше знаем, тем меньше верим. Хлопотунья Марфа сделала шаг, который не в силах была сделать молитвенница Мария: шаг от знания о Боге к вере в Него.

Вероятно, каждый из нас должен пройти путём Марфы. Путь этот очень сложен, но Марфа проходит его, может быть, именно потому, что, когда Спаситель пришёл к ней в дом, она подумала, что прежде всего Его надо накормить. А мы очень часто поступаем наоборот: хотим прежде всего внимать Христу и забываем о том, что Спаситель говорит: "...Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал — и вы напоили Меня..." (Мф 25: 35).

Вот это и сделала Марфа. Её укоренённость в реальной жизни и дала ей мистическую силу прийти от знания о Боге "по книжке" к реальной вере в Бога, к реальной встрече с Ним. Важно понять, после каких слов Марфа, отказываясь от своего "я знаю", восклицает: "Я верую!" Вспомним, она говорит: "Знаю, что воскреснет в воскресение". Христос отвечает на это: "Я есмь воскресение". Вот тут-то Марфа и восклицает: "Верую!" Она выказывает убеждённость и веру не в какое-то абстрактное воскресение (как у Н.Н. Фёдорова — люди воскреснут, но Христос тут оказывается ни при чём), а в воскресение во Христе, через личную встречу с Ним. Только такое воскресение приводит от знания о Боге к вере в Бога.

Очень часто люди не веруют только по одной причине: они прочитали массу книг, всё выучили, как-то систематизировали в уме, в памяти, — но Сам Христос оказался где-то "на полях" этого знания. А вот Марфа чувствует, что дело не в "технике" или "механизме" воскресения, а просто во Христе. В этом Человеке, Который стоит перед ней и говорит странные на первый взгляд слова: "Аз семь воскресение" ("воскресение — это Я").

Таким образом, и Евангелие от Иоанна (в 4-й главе которого, добавим, Иисус беседует с самарянкой у колодца) тоже можно назвать Евангелием женщин. Как и Евангелие от Матфея, где на первой же странице, в родословной Иисуса, среди мужских имён упомянуты четыре женских: Зара, Фамарь, Рахава и Руфь. Казалось бы, с точки зрения иудейской традиции это невозможно — женское имя в родословной. Но тем не менее женщины названы — и не случайно! — на первой странице Нового Завета. Однако в большей степени именно Евангелие от Луки является Евангелием женщин. Здесь женская тема как бы выдвинута на передний план. Когда мы отмечаем какие-то особенности того или иного Евангелия, это не значит, что того же вовсе нет в других Евангелиях. Оно там есть, но не так ярко выделено — вот и вся разница.

                 

Слова Инны Кабыш
Музыка Лидии Чинарёвой

Bmaj   E    Am
Gm     A7   D
Dm     E7   Am   F      
Dm     Dm/C E    Am

      Dm         Dm/C     Bmaj             E
Мне у ног Твоих, Господи, было сидеть недосуг,
      Gm     A7                 Dm        Dm/C                                       
вечно я то латала, то шила, то штопала...
    Bmaj                   E   Am
Не хватало мне в сутках часов,    не хватало мне рук,
    Gm                    A7         D
Не хватало мне в сутках часов, не хватало мне рук,
      Dm             E                  Am
но слова Твои я повторяла в трудах моих шепотом.


     Dm       E       Am                       
Повторяла, когда бесконечные мыла полы,
     Gm       A7                    D
повторяла, когда обмывала умершего брата я,
     Dm        E          Am            F        
и тогда мне не сутки — столетия были малы
       Dm                     E              Am
и мой дом был мне крест, на котором была я распятая.



И устала я так, век за веком держа этот дом,

дом, в котором я каждую щёлку и угол излазала,

что, когда Ты придёшь, я в углу буду спать мёртвым сном

что, когда Ты придёшь, я в углу буду спать... 

и меня разбудить тяжелей Тебе будет, чем Лазаря

            Bmaj     E    Am
            Gm      A7    D

что, когда Ты придёшь, я в углу буду спать мёртвым сном

и меня разбудить тяжелей Тебе будет, чем Лазаря


 Bmaj  032320    

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта